Удача сопутствует усердным

Общепризнано, что централизованное тестирование – необходимый новый вид учебной деятельности, основанный на прочных знаниях ученика. Идет вторая половина учебного года. Будущие выпускники учебных учреждений, овладевая школьной программой и настраиваясь на выпускные экзамены, усиленно готовятся к поступлению в ВУЗы и ССузы, где их знания будут оцениваться по результатам централизованного тестирования. Успешными ли они будут, плюсы или минусы принесут в копилку районной системы образования? Об этом и о работе, проводимой в школах по подготовке учащихся к этому важному этапу, мы беседуем с заместителем начальника РОО Н.И. Сидоровой.


— Наталья Игоревна, работа с учащимися по новому виду учебной деятельности осуществляется уже не первый год. В районе накоплен определенный опыт. Каков он?
— К сожалению, не всегда положительный. Например, показатели прошлого года у нас по сравнению со среднеобластными достаточно низкие. Обусловлено это несколькими причинами. Например, низкие баллы, получаемые выпускниками прошлых лет, незнающими, что такое тестирование, недопонимание как учащимися, так и учителями того, что подготовка к тестированию – каждодневный упорный труд, а не сезонная кампания, и т.д.


— Сделаны ли соответствующие выводы в текущем учебном году?
— На совещании при начальнике отдела проведен детальный анализ результатов тестирования каждого учреждения по всем предметам (на основании данных Республиканского института контроля знаний до 5 декабря 2008 года). Эта информация (рейтинг учреждений) размещена во всех УПК и в РОО. Внесены соответствующие изменения в Положения о премировании, установлении надбавок учителям, руководителям учреждений, с учетом результатов учащихся на централизованном тестировании и предметных олимпиадах. На базе трех школ организована работа межшкольных кустовых факультативов по шести предметам. Занятия проводят самые опытные учителя, имеющие первую и высшую категорию. Осуществляется подвоз учащихся. Причем, мы привлекаем к участию в работе факультативов всех желающих из числа бывших выпускников. Подготовка также проводится и на школьных уроках, дополнительных занятиях.

— Этому должна сопутствовать серьезная профориентационная работа. Как она поставлена в учебных учреждениях района?
— Обеспечен индивидуальный подход к каждому выпускнику, для чего определен один раз в неделю День выпускника. Цель: проверка работы учителя и ученика за неделю, отслеживание качественного прироста знаний по предметам, при этом учитывается темп деятельности учащегося на стимулирующих, дополнительных занятиях. Причем, осуществляется ориентация на профессии, согласно способностям, знаниям, характерным особенностям юношей и девушек. Проводятся беседы с родителями, разъясняющие потребность района в тех или иных кадрах, дающие сведения о проходных баллах прошлогодней вступительной кампании в высшие и средне-специальные учебные заведения. Серьезное внимание уделяет профориентационной работе с молодежью и районный исполнительный комитет. Так, составлен график встреч с учащимися на январь-март-апрель членов исполкома, начальников отделов, руководителей служб всех сфер жизнедеятельности района.


— Наталья Игоревна, прошел первый этап репетиционного тестирования, вот-вот состоится второй. Какие предварительные результаты?
— Обеспечено участие 78% выпускников в первом этапе; во втором принимает участие 76%. После первого этапа проведены коррекционные мероприятия: созданы и заполнены карты учета учебных достижений; разработаны индивидуальные планы по ликвидации пробелов, диагностическое тестирование, позволяющее отследить действенность работы и скорректировать ее в дальнейшем. В отделе образования создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты отдела и методического кабинета. Она заслушивает директоров, учителей-предметников, классных руководителей школ о состоянии подготовки к централизованному тестированию. В январе уже приглашались СОШ №1, СОШ №2 и Литвиновичская школа. Совместными усилиями наметились направления дальнейшей работы. Педагоги, руководители методических объединений района принимают участие в мастер-классах, консультациях, открытых уроках, проводимых в областном лицее. Третий этап репетиционного тестирования будет организован в апреле, и мы настоятельно призываем к участию в нем выпускников прошлых лет, планирующих стать в этом году абитуриентами ВУЗов и ССУЗов. Для них это будет хорошим подспорьем.
Галина Лисименко