ОПЕРАЦИЯ «ХЛЕБ»

К весне 1943 года партизанское движение на Кормянщине, как и по всей республике, достигло огромных масштабов. Патриоты нашего района громили врага в составе тридцати партизанских отрядов, действующих как на территории Засожевья, так и за его пределами.


После тяжелых боев в Лозовском лесу Буда-Кошелевского района и разгрома регулярного немецкого полка, полицейских гарнизонов Гомеля, Бобруйска, а также окружающих районов, 10-ая Журавичская бригада генерал-майора И.М. Дикана с тяжелыми боями отступала в направлении реки Сож для дислокации в засожевских лесах Кормянского района. Около двух тысяч партизан в районе Прибора без потерь форсировали реку и временно соединились с отрядом имени Ворошилова. Вот здесь и возникли трудности, особенно с продовольствием. И хотя оно с большой земли доставлялось самолетом как и обмундирование, оружие, но этого было недостаточно. Да еще к этому времени из деревень и Кормы шли сотни людей, спасаясь от немецко-фашистских извергов. Поэтому был создан так называемый семейный партизанский лагерь, где нашли приют и защиту старики и дети, женщины. Вот и прокорми такую семейку.


К этому времени немцы со своими приспешниками подчистую ограбили население правобережья. Забирали хлеб до последнего зернышка, нещадно резали скот, птицу, готовя крупные отправки продовольствия войскам вермахта.


А здесь, как нельзя кстати, пришло сообщение от связного Марка Лещенко, что на складе Кормянского спиртзавода аккупанты готовят к отправке около пятисот мешков пшеницы. Необходимо было любой ценой забрать зерно, а тем более  недопустить вывоза хлеба. Провести эту операцию было поручено Петру Ганжурову. Для этого был сформирован сводный бригадный отряд из пяти рот общей численностью около  пятисот человек.


В ночное время склад охранялся двумя постами. Кроме того, для прикрытия подступов к райцентру восточнее бывшего маслозавода был сооружен ДОТ. Склады находились в секторе его обстрела. Брать склады, не уничтожив эту огневую точку, было рискованно. Поэтому Иван Ходонович и Винцесь Шипинский с помощью директора маслозавода Короткевича, еще до подхода главных сил, обезвредили ДОТ. Один полицейский был убит, двое захвачены в плен. Часовые, охранявшие склады, при приближении партизан без сопротивления разбежались.


Специально выделенная команда начала погрузку зерна. На каждую подводу грузили по 15-20 мешков. К рассвету тридцать до предела загруженных пароконных повозок были далеко за пределами Кормы.


Немного позже штаб бригады поручил отряду имени Ворошилова повторить нападение на спиртзаводские склады и захватить хранящуюся там соль. На этот раз операция была поручена ротам С.М. Ходоновича и К.А. Купреева. Первая попытка взять склады  оказалась неудачной. Партизаны натолкнулись на подготовленную оборону. Решили ввести в заблуждение гитлеровцев нанесением отвлекающего удара с противоположной стороны поселка. С этой целью группа партизан открыла ружейно-пулеметный огонь по Корме со стороны Новой Зеньковины. Было выпущено и с десяток противопехотных мин. Напуганные фашисты приняли этот маневр за попытку овладеть райцентром и бросили туда все свои силы. В это время группа захвата со стороны Сырска и Кураковщины прорвалась к складам и загрузила около сорока подвод солью.
Была организована засада и по направлению г. Чечерска. Вражеская машина подорвалась на партизанской мине в районе деревни Бервены. На этот раз трофеем партизан оказалась тонна сливочного масла.


Так, с неслыханной дерзостью из-под носа сильного немецко-полицейского гарнизона были забраны без потерь награбленные захватчиками зерно, соль, масло и тем самым решена в какой-то степени продовольственная проблема.


Анатолий  Ушев