Изменения, продиктованные жизнью

5 мая 2009 года вышел в свет Декрет №5 президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 года №18». Что новое имеется в его тексте? Ужесточает или облегчает он условия обязанных, открывает ли новые возможности в защите интересов детей, усложняет или упрощает работу государственных структур в этом направлении. Об этом нашему корреспонденту Галине Лисименко рассказывает заместитель председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних Г.П.Станкевич. — Галина Павловна, по Вашему мнению, в чем суть внесенных дополнений и изменений в Декрет №18? — Они конкретизируют деятельность всех органов и служб, занимающихся защитой детей в неблагополучных семьях, трудоустройством обязанных лиц, контролем за их работой и возмещением ими средств на содержание детей в государственных учреждениях. В то же время защищает права тех обязанных, которые в этом нуждаются. — В каких действиях эта конкретика выражается? — Например, в сроках отобрания одного или нескольких детей у родителей, лишенных прав на их воспитание. Теперь его можно производить в день вынесения судебного решения, а не на следующий, как ранее. Это важно, как в моральном, так и в материальном плане, потому, что были случаи упрятывания детей, в результате чего они получали психологический стресс, а на их розыски тратились определенные средства. Также Декретом 5 обязанных являются лишенными родительских прав. Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь. Они тоже будут возмещать расходы, затраченные на содержание их детей в государственных воспитательных учреждениях, в порядке, установленном настоящим Декретом. До этого они подвергались депортации без финансовых обязательств. — Не секрет, что многие обязанные лица злоупотребляют спиртными напитками и по этой причине прогуливают работу, но для направления их в ЛТП необходимо было наличие административного взыскания за какие-либо противоправные действия. Предусмотрены ли Декретом №5 упрощенные меры воздействия на «тихих» алкоголиков? — Обязанные лица, нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ, могут быть направлены в лечебно-трудовой профилакторий на этом основании, причем не позднее следующего, после вступления в силу судебного решения об этом, дня. Там они обязаны будут работать. Распространяется эта статья документа и на «тихих» алкоголиков. — В начале беседы Вы отметили, что Декрет №5 защищает права обязанных. В чем это выражается? — Например, в том, что при возвращении детей родителям, которые изменили свой образ жизни в положительную сторону, взыскатель имеет право выступить с иском в суде о списании задолженности по расходам на содержание детей, находившихся на государственном обеспечении, исходя из их интересов. В Декрете №18 учитывались интересы других, т.е. вновь распределенных детей. В другом случае – при отобрании ребенка, обязанное лицо должно в добровольном порядке явиться не позднее трехдневного срока со дня получения судебного решения в государственное учреждении дополнительного обследования здравоохранения (ЦРБ) для прохождения медицинских осмотров, а при необходимости дополнительного обследования – в течение 5 дней (в противном случае явка обеспечивается работниками органов внутренних дел). Делается это с целью наличия, либо отсутствия у обязанного лица заболеваний, мешающих выполнять родительские обязанности. Одновременно определяются противопоказанные работы и неблагоприятные производственные факторы для решения вопроса о его трудоустройстве. А если обнаруживается заболевание согласно Перечню, утвержденному Министерством здравоохранения, обязанное лицо освобождается от уплаты расходов за содержание ребенка на государственном обеспечении. Это лишь некоторые изменения, полностью ознакомиться с ними, а также с дополнениями к статьям Декрета №18 можно изучив текст Декрета №5.