Местные бюджеты: доходы и расходы

— Николай Васильевич, вступил в действие новый Бюджетный кодекс, внес ли он какие-либо изменения в источники доходов первичных бюджетов?
— Практически источники доходов и расходные полномочия бюджетов местных Советов остались прежними, так как закладывались они на основании Бюджетного кодекса еще на стадии его формирования.


— Закон «О местном управлении и самоуправлении» предусматривает возобновление самообложения – добровольных взносов граждан. Будет ли оно введено в нашем районе? Ведь опыт прошлых лет показал, что, несмотря на неоднозначное отношение к нему населения, эти средства являлись хорошим подспорьем в работе Советов.
— Да, это так. А в связи с тем, что Бюджетный кодекс не позволяет местным органам власти иметь внебюджетные фонды, где ранее аккумулировались все добровольные взносы граждан, эти деньги будут зачисляться в местный бюджет. Процедура их распределения будет прозрачной, через систему казначейства. Это позволит избежать возможных злоупотреблений. И люди будут уверены в том, что их взносы пойдут по назначению, то есть на решение проблем социально-экономического развития.


— Николай Васильевич, еще один небезразличный для жителей района вопрос касающийся земельного налога. Планируется его увеличение, либо уменьшение?
— Никаких изменений в этом направлении не ожидается, так как районным Советом депутатов на основании Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2010 год», принято решение «Об увеличении ставок налога на недвижимость». Они увеличены в два раза: юридическим лицам по нефункционирующим объектам; физическим лицам по объектам, расположенным в сельской местности. Это относится также к гаражам.


— Значительная часть бюджета местных Советов расходуется на благоустройство, входит ли в это понятие приведение в порядок сельских кладбищ?
— Несмотря на то, что Советы ограничены в ресурсах, все-таки сохраняется практика, когда за состояние кладбищ и их благоустройство несут ответственность местные органы власти.


— Татьяна Александровна, определенную доходную часть бюджета обеспечивают налоги с предпринимательской деятельности. Останутся ли они на прежнем уровне, в том числе от вновь созданных малых производств, например, в сельской местности, и какой бюджет пополнят?
— Все налоги (за исключением налога на добавленную стоимость), уплачиваемые до 1 января 2011 года, созданными с 1 января 2007 года в городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек, поселках городского типа, сельских населенных пунктах организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность (кроме торговой посреднической деятельности), со средней численностью работников не более 100 человек (за исключением республиканских унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долей республиканской собственности, а также организаций, освобожденных от уплаты налогов, сборов в соответствии с декретами Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. № 1 и от 20.12. 2007 г. № 9), остаются на прежнем уровне и полностью зачисляются в бюджет по месту постановки на учет в налоговых органах со дня их государственной регистрации. А именно, в районный бюджет, так как налоговая инспекция у нас одна, районная, следовательно, и все поступления зачисляются в бюджет базового (районного) уровня.


— И последний вопрос. Татьяна Александровна, как сформировался бюджет местных Советов? Какими размерами финансовых средств они смогут располагать и на что их расходовать?
— Бюджеты сельских Советов сформированы в общей сумме по доходам и расходам 706,5 млн. рублей в пределах от 72,7 (Каменский) до 124,5 (Литвиновичский). Объем средств, направленных на благоустройство, увеличен в 2 раза, что даст им возможность сделать в этом плане гораздо больше. Конечно, в период финансового кризиса мы все должны расходовать деньги более экономно, главное – решать первоочередные задачи, направленные на улучшение условий жизни наших людей.