Помочь и поддержать

Каждый раз, встречаясь и беседуя с социальными работниками, убеждаюсь, что кажущаяся легкость данной профессии на самом деле – тяжкая ноша как в психологическом, так и в физическом плане. Многие из нас и с одним-то стариком в семье не управляются, а если их десять, со слабым здоровьем и памятью, а то вообще немощных инвалидов, неспособных ухаживать за собой. Жалко их чисто по-человечески. Вот и приходится, не считаясь со временем, графиком посещений и перечнем обязанностей окружать их заботой и вниманием, облегчать существование.


Валентина Анатольевна Супиченко из д. Ворновка устроилась в территориальный центр социальным работником в 2005 году, с обслуживанием 9 человек. Увидев, что без мужских рук ей не обойтись, Валерий Григорьевич Лукьяненко, ее супруг, решил помогать. Например, изгородь подправить, за плугом походить, дров наколоть, мешки с картошкой перенести. Да мало ли, что еще в хозяйстве потребуется сделать. Сам он к этому времени имел инвалидность по Чернобыльской статье. Постоянной работы не было: так, время от времени, грубку в колхозной конторе истопить, строящиеся «домики» посторожить. Вот и стали ходить к подопечным вместе, на протяжении трех лет. А потом решился взять и себе одиноких стариков на обслуживание. Закрепили за ним одиннадцать человек, пять из которых жители д. Острая Корма.


— Мы не знали, что с этим населенным пунктом делать, — говорит директор ТЦСОН Т.И. Губаревич. – Там всего несколько семей осталось и все нетрудоспособные, к тому же в двух имеются инвалиды детства. Разбросанность домов очень большая. До Ворновки более четырех километров. Поэтому никто не брался за это дело. Один Лукьяненко проявил понимание и отзывчивость. И вкладывает в работу всю душу. Отзывы о них обоих самые хорошие. Так образовался семейный подряд. Муж и жена помогают друг другу. Она женскую работу выполняет, он мужскую. Хотя и ему часто приходится и пол подмести или вымыть, и суп сварить, и посуду ополоснуть. Он в Острую Корму идет, супруга в это время в Ворновке и своих, и его подопечных обслуживает. По очереди ездят с отчетом в ТЦСОН. Группы у обоих сложные по возрасту и состоянию здоровья. Но тяжелей, конечно, приходится Валерию Григорьевичу.


— Дорога по деревне не чистится, — рассказывает он, — автолавка не проезжает, останавливается у крайних домов. Не все старики в силах дойти до нее. Вот я и ношу им продукты из Ворновки. Хорошо, что у одного из них, Сидоренко, есть телефон, звонит в любое время, если помощь требуется. Я никогда не отказываю и три-четыре раза в неделю иду и делаю, что понадобится, они слабые, не могут ни воды принести, ни дров, ни снег от крыльца откинуть. Сейчас уговорил и Нестеровича телефон поставить. Дорого, конечно, но самому же удобнее будет. Подал заявку в РУЭС, обещали после Нового года исполнить. Хватает у соцработников и других проблем. Допустим, замерзла колонка, ближайшая к дому узницы концлагеря для детей Е.М. Жлобо, и приходится из дальней дали на саночках воду возить. Спрашивается, что же заставило Валерия Григорьевича выбрать себе такую работу? Получал бы пенсию спокойно и не знал забот.


— Не могу я равнодушно смотреть на беспомощного старого человека. Душа не терпит. Должен помочь другим и словом поддержать.
Галина Лисименко
На снимке: В.Г. Лукьяненко привез очередной отчет в территориальный центр социального обслуживания населения.
Фото М. Богдановича