«Катевичи» и «Василинина» — дети войны, не знавшие отцов

Вспоминаю тяжелые послевоенные годы. Голод, холод, развал и разруха. Домов целых почти не осталось, люди ютились кто где мог. Не во что одеться и обуться, нет денег, чтобы купить ручку и тетрадку. Отец погиб на фронте. Мы, четверо, остались с одной мамой. Я так хотела пойти в школу вместе с подругой Феней. «У неё и мать, и отец есть, а ты безотцовщина, голая и босая. Я и прокормить вас не знаю как», — заплакав, объяснила мне мама. Чтобы выжить самим и поддержать нас, младших, старшие дети – сестра Надька и брат Сенька, успевшие до войны окончить 4 и 3 класса, решили проситься в колхоз на работу.


Когда они пришли вдвоем к председателю, он сказал: «Ну ладно, пока лето, тепло, пасите колхоз- ных коров, а я вам за это осенью дам теленочка». Радости их не было конца, и мама вздохнула свободнее. Так начали потихоньку вылезать из горькой нужды. Мамины двоюродные братья помогли ей построить маленькую хатку, теперь у нас был свой угол и крыша над головой. — А теперь, Анька, пойдешь в школу, — решила мама. – А на следующий год пойдет Нинка. Учитесь хоть вы, коль война забрала детство у старших. А брат и сестра очень хорошо работали, председатель всегда хвалил их. Взрослели, набирались ума и опыта. Наде доверили должность помощника бригадира, она начисляла трудодни, вела необходимый учет.


Арсения забрали на службу в армию. Помню свой первый школьный день. Школа большая, кирпичная, рядом еще одна, деревянная. «Почему другие дома разрушены, а эти целые? – поразилась я. «А потому, что здесь жили немцы и комендатура их была», — сказала мама. В 1-м классе за партами сидели плохо одетые мальчишки и девочки. Были и постарше возрастом, школьные годы которых передвинула война. Пришла учи- тельница, поздоровалась и говорит: — Дети, давайте знакомиться. По по- рядку поднимайтесь с места и называйте фамилию, имя и отчество. И тут такое началось: — Левченко Валерий Катевич; Рудченко Василий Катевич; Пиляк Анна Василинина… Мы не знали своих отцов, у нас были только матери. С двумя «Катевичами» я заканчивала школу, а затем сельхозакадемию. Оба они впоследствии работали директорами совхозов.


А клички к ним так и пристали, да они и сами так называли друг друга. И весело смеялись, а с ними и все окружающие. Они не обижались, а наоборот, гордились, ведь они любили своих матерей, заменивших им отцов, вырастивших и отправивших в самостоятельную жизнь. Вот таким было наше детство: тяжелым, голодным, но веселым и открытым. Мы радовались каждому дню, дружили искренно и верно, мечтали о светлом будущем и строили его. 
А.Ф. ГРЕЧЕНКОВА,
пенсионерка, д. Боровая Буда