Местные Советы:приоритетные направления

— Николай Васильевич, от чего, по Вашему мнению, зависит эффективность деятельности местных Советов? В силах ли они быть настоящими проводниками государственной политики?
— Полномочий сейчас у Советов хватает, и все они четко прописаны в новом законе. Главное — толково ими распорядиться, проявить инициативу. Уже тот факт, что депутаты утверждают планы социально-экономического развития и бюджет региона, позволяет им влиять на решение многих вопросов благоустройства, жилищного и дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан. Кроме того, с председателем сельисполкома теперь должны согласовывать все кадровые назначения на подведомственной ему территории – от директора СПК до директора школы и завклубом. Это также играет на повышение роли и авторитета органов местного самоуправления.


— Важнейшей проблемой для сельчан остается вопрос выполнения так называемых государственных социальных стандартов. Какие проблемы существуют в этом плане и какую роль играют местные Советы в их решении?
— В целом стандарты выдерживаются, но здесь есть свои нюансы. Например, в части освещения улиц определен норматив, сколько лампочек должно гореть, на каком расстоянии друг от друга и так далее. Но с целью экономии на местах ищут оптимальные решения, например, включать свет на определенный период времени. Конечно, есть еще недоработки в решении вопросов землеустройства, сноса заброшенных и ветхих домов. Зачастую не хватает культуры и качества обслуживания, отмечается дефицит узких специалистов. Большую часть рабочего времени сотрудники сельских Советов тратят на ведение учетных книг, оформление различных отчетов, справок. Остро стоит проблема качества питьевой воды, ремонта дорог, вывозке мусора.


— Но ведь еще в прошлом году принимали решение завершить передачу систем водоснабжения, дорог, иных структур специализированным организациям, которые профессионально будут их обслуживать?
— Можно сказать, что мы завершили эту процедуру. Правда, на практике забот у председателя сельсовета меньше не стало. Как и прежде, приходится за все отвечать, контролировать всю работу всех систем жизнеобеспечения в том числе и расчистку дорог от снега, функционирование водопровода. Хотя эти объекты и переданы специализированным организациям. Думаю, отдавать все на откуп сельским Советам – значит, возвращаться в прошлый век. Например, строятся агрогородки, ставится задача, чтобы условия жизни там были не хуже, чем в городе. Поэтому целесообразно в каждом агрогородке иметь участок ЖКХ, который бы организовал и контролировал выполнение социальных стандартов. Население платит коммунальным службам за воду, вывоз мусора, другие услуги, тогда у них появится возможность и колодец почистить, и забор поставить, и кровлю отремонтировать. Другое дело – отдаленные деревни. Здесь уже многое зависит от самого депутата – чтобы автолавка вовремя приезжала, дороги были расчищены, связь работала без перебоев и так далее.


— С какими жалобами чаще всего обращаются люди?
— Больше всего поступает обращений, связанных с деятельностью коммунальных и дорожных служб. Хотя в каждом районе, населенном пункте возникают различные вопросы, которые могут показаться малозначительными. Например, аварийное дерево, которое может в любую минуту упасть на крышу: немаловажно – просто людское общение, ведь в сельских домах проживает много одиноких стариков. К сожалению, силы и ресурсы местной власти часто приходится растрачивать на разрешение различных притязаний граждан, приезжающих на лето в наследные дома своих родителей: то им электропроводку замени, то воду чуть ли не в дом подведи… Таким людям даем понять: сельсоветы – не благотворительная организация, не психологическая служба, и бюджеты у них не резиновые.


— Что касается финансирования, то какие дополнительные источники для этого существуют?
— Основные источники доходов сельских Советов нашего района – налог на недвижимость, земельный налог. Недавно местные Совета получили право регулировать ставку земельного налога и налога на недвижимость. Кроме этого есть целый ряд дополнительных источников пополнения бюджета сельсовета: продажа земельных участков под строительство, развитие предпринимательства и т.д. Но наш район расположен вдали от больших городов, земля не пользуется спросом. Часть населенных пунктов и земельных участков находится в загрязненной зоне. Это также сказывается на размере поступлений в бюджет сельского Совета. Немаловажным дополнительным источником доходов является самообложение, которое прописано в новом Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Сами жители решают, сколько средств собрать и что профинансировать: ограждение кладбищ, благоустройство территории, ремонт колодцев и т.д.


— Николай Васильевич, в завершение разговора, готовы ли мы вообще к самоуправлению, или все же нужна твердая начальственная рука для постоянного руководства?
— Общаясь с избирателями, вижу, как много у нас неравнодушных, грамотных и толковых людей, сколько инициативной молодежи, готовой сделать многое. Несомненно, управляемость должна быть, она и останется. Но инициатива снизу не должна подавляться, игнорироваться. Толковые идеи, предложения надо поддерживать всеми силами, они должны претворяться в жизнь. Ведь не только все упирается в финансы. Все зависит от конкретного человека, от умения организовать работу, выстроить отношения с людьми, не забывая при этом о государственных интересах. Надо просто работать.