Век прожить — не поле перейти

Нелегкой была доля у героини моего повествования. Агафья Емельяновна Грибовская родилась в далеком 1910 году в деревне Жабин, как она говорит – «у жниво». В паспорте на месте даты и месяца рождения стоят прочерки. Тогда рожали много детей. Когда кто родился – и не упомнишь. 20-й век только начал набирать силу, а уже заявил о себе громкими событиями: первой революцией, слабостью царской власти, погромами, мятежами. Огромную империю шатало. Правда, вряд ли в далекой белорусской деревеньке эти урбанистические потрясения кого-то особо волновали. Здесь жили своей, тихой, мирной жизнью: сеяли хлеб, гуляли свадьбы, растили детей, время приходило – умирали. Семьи были большие. В такой же родилась и Агафья Емельяновна. Одно из ярких воспоминаний женщины – ее свадьба. Было это в 1929 году. — С красным флагом приехали после росписи в сельсовете, — вспоминает Агафья Емельяновна. – Ни у кого еще такого почета не было.


Самое жуткое и горькое — о войне. — Лютовали немцы, творили, что хотели. Страшно было, что расстреляют, ведь мы партизанам помогали: пекли хлеб, рыли окопы, делились всем, что было. Потом пришла Победа – радостная и светлая. Тяжко было восстанавливать порушенное войной, но отстроились и продолжали жить дальше. День и ночь пришлось работать за трудодни, рвать жилы. Теперь жить можно… Да только сил уже нету. Рассуждения моей мудрой собеседницы ясные, связные. Только иногда легкая дымка грусти появляется на лице, но лишь мимолетно. И вновь в глазах светится веселая искорка. Махнув рукой, Агафья Емельяновна затянула песню про милого друга, который так признавался в любви, но разлучница-подруга попыталась его увести. Видно в молодости моя героиня была певуньей. Беседовали мы в чистеньком уютном домике Агафьи Емельяновны. Помогала маме вспоминать былое ее дочь Тамара Васильевна Подоляцкая, здесь же была внучка, другие близкие люди. Но это только маленькая частица из многочисленного рода А.Е. Грибовской. Она по праву может гордиться своими потомками: воспитала пятерых детей, к сожалению, некоторых уже нет в живых. Есть у нее 12 внуков и 21 правнук. И в этом почтенном возрасте Агафья Емельяновна не хочет быть обузой.


Еще сама готовит еду, даже выпечкой может порадовать близких, старается сама себя обслуживать. Ее дочь на зиму забирает к себе. Но в этом году бабушка решила перезимовать в своем доме: благо дровами запаслись. В гости к А.Е. Грибовской я пришел не один. Со мной была ведущий специалист подразделения по гражданству и миграции ОВД Кормянского райисполкома С.П. Петрова. Она то и рассказала мне про почтенную жительницу Кормы. Накануне выборов в местные Советы депутатов Светлана Петровна пришла вручить новенький паспорт Агафье Емельяновне (на снимке). Я заглянул в графу срока окончания действия этого документа. Менять его нужно в 2030 году. Как было бы здорово, если бы героиня этого рассказа дожила до этого времени. Тепло мы прощались с гостеприимными обитателями дома А.Е. Грибовской, пообещав побывать на вековом юбилее, в августе.
Виктор Ильющенко