Ремни безопасности — как средство снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий

Пассивная безопасность автомобиля
Понятие пассивная безопасность автомобиля в настоящее время стало уже привычным. Под ним понимается комплекс мероприятий, реализованных в конструкции транспортных средств, направленных на смягчение тяжести последствий свершившегося дорожно-транспортного происшествия, особенно тяжести травм, получаемых водителем и пассажирами. Проводимые в мире исследования в области пассивной безопасности автомобиля позволили выявить распределение количества травм получаемых человеком в результате ДТП по различным органам и распределение травмирования человека по элементам интерьера автомобиля. Результаты исследований показывают, что отдельные части тела человека при ДТП травмируются неодинаково.


Так, наиболее часто травмируется голова — 65.5%, затем следуют травмы ног и рук — 10.9% и 8.1% соответственно. Аналогичные по характеру данные получены и в других странах мира, например, в Италии, США. Согласно статистическим данным итальянских, немецких и американских исследователей, среди элементов конструкции салона автомобиля наиболее травмоопасными для человека при ДТП являются ветровое стекло; рулевая колонка; щиток приборов; боковые двери; спинка сиденья; зеркало заднего вида; крыша; боковая стойка. При этом основная причина получения тяжёлых и смертельных травм — удары о передний щиток, рулевую колонку и ветровое стекло. С ударами о ветровое стекло связаны такие травмы, как повреждение черепа, сотрясение мозга и т.п.


Эффективность использования ремней безопасности
Одна из основных проблем обеспечения безопасности водителя и пассажиров при ДТП — уменьшение их перемещения при столкновении. Это можно обеспечить в том случае, когда водитель связан с автомобилем каким-либо удерживающим приспособлением. Одно из наиболее распространённых средств, которое выполняет данную функцию, — ремни безопасности. Исследования в области пассивной безопасности автомобилей, проводимые во многих странах мира, ещё раз подтверждают тот факт, что ремни безопасности являются одним из простых, дешевых и эффективных средств индивидуальной защиты водителей и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.


Тем не менее, несмотря на неопровержимость статистических данных и простоту в использовании, когда дело доходит до использования ремней безопасности во время движения, люди по разным причинам не всегда соблюдают правила. Ремень безопасности сам по себе не предотвращает ДТП, равно как и то, что не пристегнутый ремень не является его причиной. Действие ремня направлено на смягчение последствий свершившегося дорожно-транспортного происшествия, особенно тяжести травм, получаемых водителем и пассажирами.


Вследствие этого, многие водители и пассажиры полагают, что использование ремня безопасности — это их личное дело. Однако, так как в случае с использованием ремней безопасности, на карту поставлено много жизней, — данную проблему необходимо считать не только индивидуальной проблемой пострадавшего в ДТП, но и социальной. Поэтому одним из самых эффективных и действенных способов решения этой проблемы (заставить водителя и пассажиров использовать ремни безопасности) является введение специального законодательства об обязательном их использовании. Законодательные нормы, обязывающие лиц, едущих в автомобилях, пользоваться ремнями безопасности, действуют уже длительное время во многих странах и приносят свои положительные результаты.


В Швейцарии введение в стране закона об обязательном применении ремней безопасности, ограничение скорости в городах до 50 км/ч и ряд других мероприятий, как считают специалисты, обеспечили сокращение ДТП в населенных пунктах и числа пострадавших в них. В частности, в Цюрихе за последние 15 лет число ДТП снизилось на 33%. Ответственность за неиспользование ремней безопасности В соответствии с дорожным законодательством неприменение ремней безопасности в большинстве государств признано административным правонарушением, совершение которого влечет ответственность водителя в виде штрафа. В некоторых странах к ответственности привлекаются и пассажиры транспортных средств. Например, в Швеции санкции в виде штрафа указанного размера применяются и в отношении водителей, и в отношении пассажиров.


В Израиле штраф в размере 190 шекелей взимается с сидящего на заднем сиденье пассажира, не пристегнувшего ремни безопасности. В отдельных странах только водитель несет ответственность за неприменение ремней пассажирами. Не во всех европейских государствах полиция имеет право останавливать транспортное средство за неиспользование ремней безопасности. Аналогичная ситуация сложилась и в США. Только в 13 штатах полиция вправе остановить и наказать водителя за неприменение ремней безопасности. В остальных штатах основанием для остановки может служить лишь иное нарушение правил дорожного движения, при этом в случае непристегнутых ремней безопасности составляется дополнительный протокол о нарушении.
ГАИ ОВД Комянского райисполкома