БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ

Картофель – исконный продукт питания белорусов. После хлеба на столе ему всегда отводится главное место. Даже в самые голодные годы он сохранял жизнь людям. И произрастал издавна на землях нашего района прекрасно. Но с развалом Советского Союза картофелеводство пошло на спад из-за трудностей, которые стало терпеть сельское хозяйство: старела техника, не обновлялись сорта, не было удобрений. В последнее десятилетие произошел значительный подъем, выразившийся в модернизации машинно-тракторного парка, повышении культуры земледелия, внедрении новых технологий возделывания почвы. А вот картофель так и остался в загоне. Почему? Один из знатных картофелеводов бывшего колхоза «Победа» Иван Платонович Лобов имеет свой ответ на этот вопрос. Проживает он в д. Выношевка. Давно уже на заслуженном отдыхе. Внимания со стороны газеты не ожидал, даже растерялся, но услышав о чем пойдет разговор, воодушевился.
— Сейчас никто не хочет работать так, как мы – от темна до темна, не за страх, а за совесть, — категорически заявил он.
Конечно, это субъективный взгляд старшего поколения на младшее, но он на него имеет право, завоеванное всей трудовой жизнью.
В 12 лет, окончив всего лишь 6 классов школы, в тяжелое послевоенное десятилетие, пошел он работать в колхоз, который носил в ту пору имя В.И. Чапаева: «коней водил, бульбу окучивал, разнорабочим был». Когда пришла пора, четыре года отдал армейской службе. Возвратившись домой, несколько лет, как он теперь говорит, «мотался туда-сюда» — то на разных работах в колхозе, то связистом побыл. Пока Яков Игнатьевич Сафронов, руководитель хозяйства, не предложил ему настоящее дело:
— Что ты, такой бравый хлопец, места себе достойного не находишь? Иди на курсы трактористов, хорошую профессию получишь на всю жизнь.
Так и вышло. Более трех десятков лет, даже выйдя на льготную для работников сельскохозяйственного производства пенсию, трудился он на тракторе, звеньевым по выращиванию картофеля, и параллельно 14 сезонов комбайнером.
— 200 с лишним гектаров в колхозе отведено было под эту культуру, — рассказывает Иван Платонович, по 80 в каждой из бригад. Никаких особых сортов семян тогда не было, об элитных приходилось только мечтать. Техника допотопная, не то что сейчас, когда четыре операции сразу агрегат делает. Но урожаи получали высокие, до 300 центнеров с гектара, потому что с душой подходили к делу, сознательность имели.
Пенсионер и сейчас хорошо помнит, как все происходило.
— Севооборот с соответствующими предшественниками соблюдали строго. В зиму удобряли землю навозом и торфокрошкой, немного добавляли суперфосфата. А если, как теперь делают, весной сыпануть калийных, то, конечно, толка никакого не будет.
Посевную старались завершить в сжатые сроки, чтобы время не упустить, положить семена во влажную почву. Тут уже не думали об отдыхе, бывало, днем сеешь, а ночью боронуешь – напарнику под посев.
На седьмой день проводили слепое окучивание, а всего до 6 окучиваний. Еще всходов нет, ориентируешься по борозде, не отступая даже на сантиметры в сторону, чтобы не навредить, так что руки болят от напряжения. А от сидения согнувшись 12-14 часов в «Беларусе», ломит спину. Сейчас хорошие трактора, просторные, с кондиционерами, герметичными кабинами. А мы в своих задыхались от духоты и пыли, с весны до поздней осени грязные, черные, как шахтеры. И ведь как работали, каких успехов добивались! Главное же, никто не заставлял, сами стремились сделать больше и лучше, — рассуждает И.П. Лобов.
Ударный труд картофелевода был оценен по достоинству, наградами – орденом «Знак почета», двумя серебряными медалями ВДНХ, медалью «Ветеран труда», знаками «Ударник 11-й пятилетки», «Победитель соцсоревнования», Почетной грамотой ЦК КП Белоруссии. В 1988 году ему был вручен автомобиль «Москвич».
— Завершающим этапом процесса, — продолжает рассказ Иван Платонович, — была уборка урожая, которую завершали обязательно к Покрову. Старались, чтобы было меньше потерь, даже копатель обматывали тряпками. Колхоз и государству сдавал, и на семена по 90 буртов закладывал, и выкармливал 3 тыс. голов свиней бульбой с мякиной и сенажом из ботвы.
А сейчас и техника модернизированная, современная, и семена элитные, и люди грамотные, а картофель не растет. Видимо, нет самого главного – желания этим заниматься, — завершил разговор Иван Платонович Лобов.


Галина Лисименко
Фото М. Богдановича