Сердца бьются в унисон

Возможно и есть люди, которые берут приемных детей в семью ради легких денег, не особо озабочиваясь таким понятиям, как любовь, привязанность, выполняя лишь условия контракта. Но маленькие сердечки не обманешь, они быстро определяют фальшь и неискренность, даже замаскированные ласковыми словами, и отвечают тем же. Но Снежана, Юля и Коля сразу потянулись душой ко вновь обретенным родителям – Григорию Васильевичу и Татьяне Станиславовне из д. Дубовица, так как поняли, что действительно им рады и считают родными. А с Наташей подружились, как с кровной сестрой.
Копачевы – образцовые хозяева, дом у них – полная чаша, что внутри, что снаружи. Отремонтированные и отделанные на свой вкус три комнаты, просторная кухня с большим обеденным столом, за которым хватает места всем, добротная мебель, ковры, устилающие полы. И при этом – удивительно теплая атмосфера и уют. В обширном дворе – аккуратные крепкие постройки, в обустроенном гараже – хороший автомобиль. Так что вряд ли супруги соблазнились зарплатой воспитателей, принимая к себе социальных сирот.
О том, что здесь живет многодетная семья, было видно по маленьким следам, истоптавшим широкую дорожку к калитке. Вся великолепная четверка находилась дома. Придя со школьного утренника, дети привольно расположились в одной из комнат на ковре, увлеченные какой-то игрой. Они весело смеялись и переговаривались. Видно было, что здесь ребятню не ограничивают ни в развлечениях, ни в движении, хотя дисциплину держат и к порядку приучили. Как рассказала Татьяна Станиславовна, верховодит 12-ти летняя Наташа. Она сразу взяла на себя обязанности старшей, хотя с Кристиной ровесница, и храбро бросается на защиту, если в школе или на улице мальчишки начинают их дразнить или обижать. А особо опекает 9-ти летнюю Юлю и 7-ми летнего Колю. Хотя бойкий и быстрый, как юла, мальчик сам норовит задеть девочек в классе и доставляет немало беспокойств учителю. А на страже порядка и справедливости стоит Юля. Если кто нашкодит, она непременно выведет его на чистую воду, чтобы не подумали незаслуженно на другого.
Однако, это они сейчас такие – чистые, ухоженные, раскованные. А поначалу были совсем другими.
История появления их в семье такая. У Копачевых росло двое дочерей. Когда старшая, Настя, поступила в технологический колледж в г. Минске и уехала учиться, младшая, Наташа, заскучала, стала часто плакать. Глядя на страдание дочери, родители и надумали взять приемную девочку. Обратились в районный отдел образования. А Елена Николаевна Чупругина, инспектор по охране прав детства, предложила им двоих сестричек и одного братика из д. Расохи. Отец и мать сильно пьющие, оба лишены прав на воспитание детей, которых дважды забирали и помещали в приют.
Решились не сразу, но все сомнения и опасения пересилила жалость. Контракт оформили на Григория Васильевича, работавшего в школьной котельной. Но он по-мужски – немногословен, поэтому беседую я с Татьяной Станиславовной.
— Нет слов, чтобы описать все трудности, — говорит она. – Дети были больные, заторможенные, не знали, что такое носки, не привыкли мыться, переодеваться, спать в постели, регулярно питаться. Зову их чай пить, они спрашивают : «А сахар у вас есть?» и удивляются : «Даже с батоном!» Ведь у себя они кроме куска черного хлеба, обмакнутого в подсолнечное масло и посыпанного солью, ничего не ели.
Водили долго к психологу всех, а Колю к психиатру, так как у него вырабатывалась склонность к агрессии. Приучали к личной гигиене, порядку, поведению, возили по больницам. Сейчас детки хорошие, послушные. Правда, у двоих определена задержка в умственном развитии и в школе учатся неважно. Зато любят мастерить руками, с удовольствием занимаются в кружках. Девочки очень активные, во всех мероприятиях участие принимают, поют, разыгрывают сценки. Кристина после 9 класса хочет получить специальность секретаря-референта.
— А когда завершится срок контракта, вы их не оставите? – спрашиваю я у нее.
— Конечно нет, как такое можно? Они же наши теперь, мы к ним привыкли, полюбили. Здесь их дом, семья. Постараемся дать профессии по их возможностям, поможем и морально, и материально, — убеждена Т.С. Копачева.
— А как они вас называют?
— Знаете, они были согласны звать отцом и матерью, но я им сразу сказала: «У вас есть своя, родная, мама, не забывайте ее». В жизни же всякое бывает: вдруг одумается, поймет, вспомнит о них. Хотя пока они ей не нужны. Живет сейчас на нашей улице с сожителем, часто проезжает на повозке мимо, но ни разу не зашла хотя бы посмотреть на них, и дети видят ее лишь в окно. Признана нетрудоспособной, поэтому обязанной не считается. Выплачивает государству отец, который проживает и работает в Жлобине. Но и он детей не навещает. Тетя на Радуницу приезжает, они так радуются, тянутся к биологическим родственникам. Думаете, им легко осознавать, что они не нужны самым близким людям!
Невнимание родственников стараются компенсировать в приемной семье, создавая все условия и стараясь, чтобы было у них все, что у других, например, компьютер, который недавно куплен и установлен. Ребятишки постепенно его осваивают.
С приемными родителями им повезло и есть надежда, что благодаря им, сиротство не отразится на психике детей.


Галина Лисименко
Фото М. Богдановича