Как не остаться без тепла в холода

С наступлением холодов на работу коммунальных служб традиционно поступает много жалоб. Связано это с тем, что население не всегда устраивает качество оказываемых услуг: не прогреваются батареи централизованного отопления, отключена горячая вода. Как в таких случаях потребитель может защитить свои права? С просьбой прокомментировать Постановление Совета Министров Республики Беларусь о мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» наш корреспондент Олеся Шутикова обратилась к главному специалисту отдела экономики Кормянского райисполкома Оксане Александровне Дудкиной.
На предоставление каких жилищно-коммунальных услуг вправе рассчитывать потребитель?
— Согласно перечню основных жилищно-коммунальных услуг, потребитель имеет право на техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, электроснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов. Если проектом многоквартирного жилого дома предусмотрены такие виды благоустройства, как холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), централизованное газо- и теплоснабжение, пользование лифтом, они также предоставляются потребителю. Отдельные жилищно-коммунальные услуги, например, обслуживание кодово-домофонных систем, могут быть оказаны на конкурентной основе.
— Оксана Александровна, каким образом при возникновении проблем потребитель может доказать, что та или иная услуга не оказывалась или была оказана некачественно?
— Изначально качество жилищ-но-коммунальных услуг проверяется исполнителем, ведь не исключено, что и потребитель может ошибаться. Для проведения такой проверки потребитель должен обратиться в КЖПУП «Корма». После обращения создается комиссия, в состав которой входят работники исполнителя. По итогам проверки составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии на каждом листе.
В случае, если результат проверки, проведенной исполнителем, потребителя не устроил, может быть проведена независимая проверка или экспертиза комиссией, в состав которой входят представители местного исполнительного и распорядительного органа, аккредитованных испытательных лабораторий, а также других организаций, за исключением представителей исполнителя.
— Если проверка подтвердила, что та или иная услуга была оказана некачественно либо не оказывалась, как потребитель может вернуть уплаченные за нее деньги?
— Перерасчет платы за основные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые с недостатками или непредоставленные потребителю, указанные в акте, производится со дня поступления к исполнителю устного или письменного обращения потребителя о проведении проверки качества жилищно-коммунальной услуги. В случае неоказания основных жилищно-коммунальных услуг или их оказания с перерывами, превышающими 24 часа, перерасчет платы при отсутствии групповых и (или) индивидуальных приборов учета производится на сумму стоимости объема непредоставленных коммунальных услуг.
— Каким образом производится данный перерасчет?
— Он рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом, количества потребителей (для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), электро-, газоснабжения, вывоза и обезвреживания твердых бытовых отходов) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также продолжительности непредоставления коммунальной услуги. Так, например, при температуре воздуха в жилом помещении свыше одних суток ниже +18° С размер платы за отопление уменьшается с учетом недопоставленного объема тепловой энергии, рассчитанного в порядке, определенном Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Спасибо, Оксана Александровна, за исчерпывающие ответы. Будем надеяться, что жители Кормянщины будут получать только качественные жилищно-коммунальные услуги и не останутся без водоснабжения или отопления в холода.


Комментарий юриста
КЖПУП «Корма»: В последние годы все возникающие проблемы и вопросы решались непосредственно в районе без привлечения специалистов областных экспертных центров.