О третейском разбирательстве

Учитывая перспективы принятия в 2011 году Закона Республики Беларусь «О третейских судах», направленного на дальнейшее развитие и повышение эффективности применения в Республике Беларусь института досудебного третейского разбирательства, сокращение количества обращений в суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь, обеспечение более широкого использования альтернативных способов разрешения споров между любыми субъектами права, определение правовых и организационных основ деятельности третейских судов в Республике Беларусь (за исключением международных арбитражных (третейских) судов), хозяйственный суд Гомельской области полагает необходимым донести до широкой общественности информацию, касающуюся природы и порядка функционирования данного института.
Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. По сути, третейское разбирательство — это такой же способ защиты гражданских прав, как судебный процесс в государственном суде, однако принципиальное различие в природе их возникновения приводит к существенным отличиям третейского суда от государственного.
Третейское разбирательство обладает рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с государственным судопроизводством:
во-первых, процесс решения споров в третейском суде носит более демократичный характер;
во-вторых, количественный состав такого суда определяется соглашением сторон;
в-третьих, рассмотрение споров в третейском суде носит конфиденциальный характер и не связано с жесткими процессуальными нормами.
Существующая в настоящее время в Республике Беларусь правовая база, регулирующая деятельность третейских судов, не привела к их широкому распространению. Наиболее известной действующей структурой такого рода является Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.
Современный международный опыт в области третейских судов свидетельствует об их широкой популяризации. Так, на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 600 третейских судов, в Украине — около 100. Еще более широко представлен этот механизм в западных странах: например, в США около 60% экономических споров рассматривается третейскими судами, а в Германии 90% всех договоров с участием немецких предприятий содержит третейскую оговорку или соглашение. Такие страны, как Польша, Литва и Латвия, привели свое национальное законодательство о третейских судах в соответствие с модельным законом Международного торгового арбитража от 1985 года.
В настоящее время правовой основой организации и деятельности третейских судов в Республике Беларусь является Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, в частности, приложение 3 («Положение о третейском суде»). Отдельные вопросы, затрагивающие третейское разбирательство споров, регулируются также Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
23 июня 2010 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь был принят в первом чтении проект Закона Республики Беларусь «О третейских судах», внесенный Президентом Республики Беларусь.
Проектом Закона предусматривается закрепление правовых и организационных основ деятельности третейских судов, порядка третейского разбирательства и исполнения решений третейских судов, а также иных вопросов, связанных с деятельностью этих судов. В частности, законопроектом определяются:
— порядок образования третейских судов;
— содержание и форма третейского соглашения;
— требования, предъявляемые к третейским судьям, вопросы, касающиеся формирования состава третейского суда, отвода третейского судьи, прекращения его полномочий;
— компетенция третейского суда;
— принципы третейского разбирательства, права и обязанности сторон, а также вопросы возбуждения третейского разбирательства, представления сторонами доказательств и их исследования судом, принятия судом решений и определений;
— расходы, связанные с третейским разбирательством, и порядок распределения их между сторонами.
В первую очередь законопроект направлен на расширение компетенции третейского суда и круга субъектов, которые могут заключить соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда. Так, определяется, что на разрешение третейского суда могут передаваться любые споры, возникающие между гражданами, гражданами и юридическими лицами, а также между юридическими лицами, за исключением споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или иностранного государства. Более того, предусматривается возможность рассмотрения частноправовых споров постоянно действующим третейским судом или третейским судом, специально образованным по соглашению сторон для разрешения конкретного спора и прекращающим свою деятельность с окончанием разбирательства. В этой связи предполагается возможным создание третейских судов по ведомственному признаку, например, при банках и иных организациях. Целесообразным станет внедрение в практику заключения хозяйственных договоров соглашений о передаче споров на рассмотрение третейских судов.
Законопроект определяет и требования, предъявляемые к третейским судьям. Так, третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет. В случае коллегиального разрешения спора аналогичным требованиям должен соответствовать председатель состава третейского суда.
Белорусским республиканским Союзом юристов планируется создание третейского суда при каждом своем областном отделении. В состав третейских судей данных судов будут входить только высококвалифицированные специалисты в области юриспруденции: известные юристы, ученые и практики, что имеет своей целью придать изначально высокий статус и авторитет решениям третейских судов в Республике Беларусь за счет политики тщательного отбора кандидатов в третейские судьи.
Решение третейского суда является окончательным и может быть обжаловано участвующей в деле стороной путем подачи в суд заявления об отмене решения третейского суда в течение 3 месяцев со дня его получения. Предполагается, что решение третейского суда будет исполняться добровольно. В случае, если должник не исполнил решения добровольно в установленный срок, то заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче исполнительного документа.


Т. Батракова,
главный специалист
отдела судебной практики