Осуществление контроля за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Проблемы незаконного въезда и пребывания иностранцев на территории государства, противодействия незаконной миграции по-прежнему остаются актуальными для страны.
Организация контроля за пребыванием иностранцев на территории района требует общего подхода и систематизации, постоянных активных действий всех служб и подразделений органов внутренних дел, направленных на стабилизацию миграционной ситуации, организацию системного контроля за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, взаимодействие в данном вопросе между всеми службами и подразделениями ОВД, с одной стороны, органами государственной безопасности, пограничными войсками с другой стороны.
В статье 59 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» закреплена такая норма, как контроль за временным пребыванием, временным и постоянным проживанием иностранцев в Республике Беларусь, а также транзитным проездом (транзитом) иностранцев через территорию Республики Беларусь, который осуществляется органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, пограничными войсками и Министерством иностранных дел.
Этапы контроля за пребыванием иностранцев:
1. Сбор и анализ информации в отношении иностранцев;
2. Планирование, выработка управленческих решений и проведение организационных и практических мероприятий;
3. Контроль за их исполнением и оказанием помощи;
Остановимся подробнее, на основных этапах контроля.
Как уже было отмечено выше, любую организацию работы необходимо начинать с анализа текущей ситуации, которая связана с пребыванием иностранцев на территории обслуживания.
Сбор и анализ информации в отношении иностранцев
В идеале, и мы все должны к этому стремиться, работа в любом органе внутренних дел должна быть организована таким образом, чтобы вся информация в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которая поступает в поле зрения органа внутренних дел, должна стекаться для ежедневного и повседневного анализа в подразделения по гражданству и миграции.
В подразделения также ежесуточно должны поступать сведения из органа внутренних дел, суточных оперативных сводок, которые имеют отношение к иностранцам, заявления и сообщения граждан, представителей предприятий и организаций, поручения, задания других ОВД, информация и методические материалы УВД.
Немаловажным в этих вопросах также является информация, полученная при приеме граждан.
На основании полученной информации, сведений, анализа оперативной обстановки необходимо проводить анализ обстановки, связанной с пребыванием иностранцев на территории обслуживания для последующей выработки решений и организационных мероприятий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме того, определенную роль в этом анализе имеет оценка роли и места других служб и подразделений органа внутренних дел, а также соответствующих руководителей в обеспечении этого направления служебной деятельности.
Планирование и выработка управленческих решений и поведение организационных и практических мероприятий
Работа по контролю за пребыванием иностранцев должна строиться на системной и плановой основе. Базовыми элементами этой деятельности являются специальная программа «Иностранец» и специальные комплексные мероприятия «Нелегал», утвержденные приказом МВД Республики Беларусь от 14.11.2003 г. №040.
В этой связи в планах работы органов внутренних дел должны найти отражение следующие общие вопросы организации контроля за пребыванием иностранцев на территории обслуживания, которые связаны с регулярным проведением:
— рейдов по проверке мест компактного пребывания иностранцев (рынков, гостиниц, общежитий, вокзалов);
— ведением соответствующих учетов иностранцев в органах внутренних дел и их периодической сверки с целью выявления лиц, проживающих по недействительным документам и разрешениям, обеспечения контроля за убытием отдельных иностранцев с территории обслуживания;
— специальных мероприятий по выявлению маршрутов переправки незаконных мигрантов и установлению лиц, организующих незаконную миграцию;
— оперативным реагированием на информацию граждан о незаконном пребывании иностранцев и их противоправной деятельности;
— постоянном контроле за въездом, пребыванием и передвижением иностранцев, проверке соответствия заявленной цели их пребывания истинной при оформлении регистрации и обеспечении последующего контроля за нахождением таких лиц и др.
Контроль за исполнением и оказание помощи
Наряду с общим планированием служебной деятельности в органах внутренних дел существуют и проводятся внеплановые мероприятия, направленные на обеспечение соответствующего контроля за пребыванием иностранцев на территории обслуживания.
По каждой поступившей информации в отношении иностранца органом внутренних дел должно быть принято решение.
Если в результате анализа оперативной ситуации, а также других сведений, связанных с пребыванием иностранцев на территории района, возникает необходимость в проведении отдельных, специальных мероприятий по контролю за пребыванием иностранцев на территории обслуживания, органом внутренних дел могут быть проведены специальные комплексные мероприятия «Нелегал».
Особое внимание при проведении всех мероприятий необходимо уделять взаимодействию всех служб и подразделений органов внутренних дел в данных вопросах, как в повседневной служебной деятельности, так и во время проведения специальных комплексных мероприятий.
За нарушение правил пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со ст. 185 КоАП Республики Беларусь, а также граждан Республики Беларусь, предоставивших иностранцам жилища, транспортные средства или оказавшие им иные услуги, и должностных лиц предприятий, организаций, принявших на работу иностранных граждан в нарушение установленного порядка регистрации.
Сотрудником органа внутренних дел в отношении правонарушителя составляется протокол о нарушении правил пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь, выносится постановление по делу за подписью начальника ОВД, определяющее вид и размер административного взыскания.
За нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 371 ч.2 УК Республики Беларусь и за организацию незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь в соответствии со ст. 371 ч. 1. УК Республики Беларусь.


А. Горленко,
начальник Управления по гражданству
и миграции УВД Гомельского облисполкома
полковник милиции