Производственный травматизм при ремонте и обслуживании транспортных средств

По данным Департамента госинспекции труда, за прошедший 2010 год в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых четверо работников погибли.
Анализ происшедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда (29 % от общего количества причин; по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 %). Почти в 60 % случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.
Обращает на себя внимание и тот факт, что зачастую обстоятельства, приведшие к травмированию работников, имели схожий характер.
В результате производства шиномонтажных работ произошло 7 случаев производственного травматизма с тяжелыми последствиями.
Неиспользование специальных упоров, подставок (козелков) при ремонте транспортных средств привело к 6 несчастным случаям с тяжелыми последствиями (два человека погибло). Так, при проведении работ по замене уплотнительного кольца гидрораспределителя под поднятым ковшом погрузчика без установки упора на гидроцилиндр стрелы (установки стрелы погрузочного оборудования на транспортный упор) в результате снижения давления и опускания стрелы был зажат и смертельно травмирован водитель погрузчика ДЭП Лидского городского УП ЖКХ. Аналогичные обстоятельства привели к тяжелой травме работника филиала «ДЭУ №10 РУП «Минскавтодор-Центр».
Падение транспортных средств, вывешенных на случайных подставках, привело к тяжелым травмам работников СПК «Новоселки-Лучай», КСУП «Им. Володарского» Кормянского района, УП «Столбцовское объединение коммунальных служб». Использование в качестве подставки под вывешенный автомобиль только одного домкрата, без установки специальной подставки (козелка), явилось причиной гибели водителя ЧТЭУП «ТрансТат».
Следует также отметить, что зачастую работниками и должностными лицами организаций игнорируется и такое, казалось бы, всем понятное требование безопасности, как использование средств защиты глаз при работе с ударными инструментами. Вместе с тем, нарушение указанных требований безопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств привело в 2010 году к травмированию 4 работников. При этом в трех из четырех случаев в ходе расследования была установлена вина нанимателя.
Приведенный анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что нанимателями не принимается должных мер по обеспечению безусловного выполнения требований безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству указанных работ как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих работников. Особенно остро, как видно из вышеизложенного, эта проблема стоит в сельском хозяйстве. В 40 процентах несчастных случаев происшедших при выполнении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств были травмированы работники сельскохозяйственных организаций.
На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма предлагается руководителям предприятий, организаций и учреждений выполнять все требования правил техники безопасности, утвержденные постановлениями Министерств и ведомств, которые касаются охраны труда.


С. Егеров,
главный специалист управления по труду,
занятости и социальной защите райисполкома