22 июня, ровно в четыре часа…

Слова из знаменитой песни полностью отображают картину того дня, когда советские люди узнали, что началась война. В этом году все постсоветские страны отмечают 70-летие со дня начала страшной трагедии.
В то роковое летнее утро взрослые занимались своими делами, дети играли. Фрузе Петровне Власовой в 1941-м шел 12-ый год, ее сестре Зине – 4-ый. Они вместе с мамой были дома в Алекасндровке. Отец, председатель сельского Совета, был на работе. Когда вечером, в пять часов, он вернулся, домочадцы сразу поняли: случилось что-то ужасное. Рассказывая об объявлении войны, глава семейства был в ярости и недоумении, ведь совсем недавно между Германией и СССР был подписан договор о дружбе и границе!
Радио в доме не было, подробностей о событии семья не знала. Уже на следующий день всех мужчин и большую часть парней забрали в солдаты. А через два месяца в Александровку пришли немцы. Практически сразу в лесах появились партизаны.
Фруза Петровна рассказывает:
— Под фашистами мы были два года. За это время они творили все, что хотели: заставляли много работать, гоняли рыть окопы. Я была уже подростком, поэтому тоже ходила копать. Война заставила нас быстро повзрослеть…
Однажды жителей из трех соседних деревень свезли в Александровку, потом на немецких подводах через Меркуловичи отправили в сторону Рогачева. Дорога была долгая. Уже много времени прошло с тех пор, всего не упомнишь, но в памяти осталось, как мы останавливались ночевать всегда на каких-то болотах. Было холодно, после таких привалов многие заболевали и умирали.
В один из дней, совершенно неожиданно, атаковали партизаны. Немцы бросились бежать, бросив и нас, и наши вещи. Мы оказались далеко от дома, в деревне Перелазы. Как вернуться обратно, не знали. Пришлось проситься в дома к незнакомым людям. Слава Богу, те были не против, ведь одно общее горе – война, сплотило всех советских людей.
У одной семьи мы прожили три недели. Это были хорошие люди. Их дочь партизанила. Помню, от нее мы узнали, что освободили Гомель. Это стало для нас радостным известием, означавшим, что скоро все закончится. Но, освободив Беларусь, наши войска пошли дальше, а мирное население начало возрождение разрушенной территории. Все мы много трудились и с нетерпением ждали окончательной победы.
9 мая 1945 года был обычным днем. Мы, дети, возили на поле перегной, а женщины на себе пахали. Вдруг, непонятно откуда, по всем делянкам раздался радостный крик «Победа!». Мы не верили, переспрашивали друг у друга, словно не расслышав. Снова и снова раздавалось «Победа! Победа!» Вдруг все стали рыдать, прыгать от счастья, танцевать, петь песни. Во всех домах ставили цветы, собирали на столы. Конец войны – кому радость, а кому и горе. Многие не вернулись домой, погибло огромное количество молодежи. Страшное время было…
После победы мы остались жить на родине, в Александровке. Я обзавелась своей семьей, домом, хозяйством. Сейчас уже живу одна, но дети и племянники регулярно навещают. Каждый день ложусь спать и прошу Господа, чтобы ни им, ни нашим внукам не пришлось испытать горя и тягот войны.


Татьяна Кулакова
Фото М. Богдановича