За советом к батюшке

— Последнее время такое уныние находит, невозможно справиться. Как с ним бороться?
— Очень часто уныние бывает от не-определенности. Душа куда-то рвется, к чему-то стремится… Возникает мечтательность, отсюда недовольство собой и окружающим миром, от невозможности сразу все изменить, желание сразу все бросить. А еще Станиславский говорил: «от маленькой цели к маленькой цели и достигнешь большой». Наше спасение от греха (в том числе и от уныния) проходит через достижение маленьких целей, точнее, через маленькие победы над проявлениями греха — и постепенно с годами — страсть побеждается… Конкретно, унынию противостоит радость. Как ее стяжать? Сделать доброе дело — самое примитивное — посуду помыть, пыль вытереть — украсить-исправить хоть немного жизнь вокруг себя. Уныние, впрочем, бывает и от чрезмерной загруженности, и от чрезмерного отдыха. Нужно и в меру быть занятым, и в меру отдыхать. Уныние бывает и от одиночества, и от слишком большого общения. Тоже нужна мера. Уныние бывает и от саможаления и самокопания. Тут главное — познав свои слабости, начать бороться с ними. Нужно при этом постоянно настраивать себя, чтобы помолиться, поисповедаться, причаститься.
Хотела исповедоваться, но не знаю, с чего начать — слишком много грехов.
— Вы знаете, у всех их много, даже у священников, представьте себе, и они тоже довольно часто исповедуются. Для начала нужно просто остаться наедине с самим собой, со своею совестью. А она уже и подскажет, в чем мы повинны. Главное — уметь слушать совесть — голос нашей души. Чтобы она не очерствела и могла чувствовать и хорошее, и плохое. Мы ежедневно в чем-то согрешаем. Маловерием, недоверием Богу, тем, что забываем обращаться к Нему. Мы согрешаем словами, когда осуждаем близких и вообще людей, ругаемся с ними, сплетничаем, обманываем. Мы часто гневаемся и раздражаемся. Мы ленимся заботиться о душе и делать добро окружающим. Наши помыслы и дела чаще направлены на дурные поступки, чем на добрые. Много в нас и блудных грехов. Кто-то отягчил свою жизнь убийством собственного ребенка в своем чреве. Аборты это пожалуй самые тяжкие грехи женщин в наше время. Все это Господь может простить, если мы искренне раскаиваемся в совершенном и будем стремиться исправить свою жизнь.
Об этом и нужно говорить на исповеди. Именно то, в чем обличает совесть и о том, что мы раскаиваемся, если так и есть.
Есть много литературы о том, что такое исповедь и как она совершается. Можно найти что-то в интернете, можно прийти в храм и взять книжку.
Идя на исповедь в первый раз, можно сказать священнику, что вам тяжело и попросить помочь исповедоваться, отказа не будет, не бойтесь.
Часто от волнения можно забыть всё, что с таким трудом собиралось. Поэтому проще вечером подумать над своей жизнью и записать грехи на листочек бумаги. А потом их просто прочесть. Так делают многие.
Исповедь — это не так страшно, как кажется, священник это просто помощник, который помогает нам понять свои грехи, и ему от Бога дана власть прощать их. Если священник простит и разрешит Вас от греха, значит, и Господь принял Ваше раскаяние.
Зато после исповеди чувствуешь, как свободна и легка стала душа, многое из того, что тяготило, исчезает из памяти, уходит и забывается. Это значит — грех заглажен, прощен Господом и нашей душой. А когда после искренней исповеди еще и причащаешься — вообще ощущение, что крылья вырастают. От души желаю Вам это испытать! Собирайтесь с духом и приходите. Только нужно помнить, что к исповеди нужно готовиться и физически — попоститься хотя бы в течение трех дней, воздерживаясь от мяса, молока и яиц. Нужно почитать специальные молитвы, их можно найти в молитвослове, купить его в храме.
Помоги Вам Господь!
А подскажите, можно ли быть крестной, если я беременна? И первой крестить девочку?
— Крестной можно быть, если Вы этого сами хотите. Сможете справляться с обязанностями по духовному воспитанию крестника, помогать родителям заботиться о нем. И если Вы являетесь православной христианкой.
Нет разницы, кого крестить первым: мальчика или девочку. Бабушки часто пугают суевериями, мол, девочка забирает судьбу у крестной. Все это предрассудки, которым не нужно верить и вообще не обращать внимания. У каждого своя жизнь и каждый проживает ее по Божьей воле. Многое зависит от нас, наших слов, поступков, от нашего отношения к жизни. Но не от того, кого мы первым крестили.
Будьте разумны!
И храни Вас Бог!
— Вера в Бога иногда кажется чем-то абстрактным. Как можно верить в того, кого не видел и не знаешь. Почему люди начинают верить в Бога?
— А как можно верить своим чувствам, их же тоже не видно? Как можно верить в любовь? Или как можно не верить в то, что вся наша природа, вся вселенная имеет смысл и предназначение и так мудро устроена, что человеку сложно познать все, что его окружает?
Как же еще можно узнать Бога? Через Иисуса Христа. «Бога не видел никто никогда», – говорит тот же апостол Иоанн Богослов (Ин. 1, 18). Мы не можем даже представить себе, что есть Бог. Конечно, художники иногда рисуют Бога неким старцем – в какой-то момент Церковь даже запретила изображать Бога так, потому что никто не знает Лицо Бога, никто не знает, что есть Бог. Мы можем только опытно Его познавать. Мы можем чувствовать Его силу, мы можем чувствовать ответы на наши молитвы. Мы можем представить себе, что вся красота космоса, вся многосложность существующего мира является Его творением. Что же тогда означает Бог? Бесконечный разум, бесконечная сила, бесконечное могущество? Это Он запустил все физические законы, всю эту расширяющуюся вселенную, которая когда-то была по Его воле в одной крупице, и вдруг произошел некий таинственный взрыв, как говорят ученые, а мы говорим: акт Божественного творения. И стали разноситься на миллионы и миллионы световых лет эти частицы, заряженные энергией, и стал возникать мир. Из совершенно неживого, мертвого, холодного вдруг стала зарождаться жизнь. Жизнь, которая развивалась от простого к сложному, от неживого к живому и, наконец, к сознательному, разум-ному. Мы не можем до конца понять этих слов о творении мира – мы только знаем, что под этими человеческими образами скрывается некая Божественная тайна творения, над которой – вечный, неизменный и всемогущий Бог.
Но как же человеку узнать Бога? Человек и Бог в разных мирах – даже представить образ Божий невозможно. Ведь это пытались делать язычники, идоло-поклонники. Они поклонялись грозе, молнии, грому, ветру, морю, небу, животным, обожествленным людям; они создавали некие изображения богов, как им фантазия подсказывала, — но как это все было далеко, неправильно и далеко от истины! И вот Богу было угодно понятным для человека образом явить Свою суть, и Он посылает Сына Своего Единородного, «печать равнообразную», как говорит литургическая молитва, то есть отпечаток Божества в человеческой личности. Вся полнота Божества является телесно во Иисусе Христе. И мы знаем, что у Бога есть человеческое Лицо. Мы знаем, что Бог есть любовь, доброта, милость, что Бог есть радость. И Бог обретает зримые очертания настолько, что мы имеем право изображать Его. Икона стала возможной только потому, что воплотился Сын Божий. И мы запечатлеваем Его человеческий и одновременно Божественный лик и поклоняемся Ему. Теперь мы можем знать, что есть Бог, — конечно, в усеченном, бесконечно усеченном масштабе, применительно к нашим способностям и возможностям, но мы через Иисуса Христа познаем Бога.