Охота борзыми с прологом и эпилогом

Пролог
Прежде чем ехать к Михаилу Николаевичу Терехову, чтобы написать о его увлечении хортыми борзыми, «Охотничьим домиком», который он рискнул оформить для организации охоты с этой породой собак, я пытался навести справки о нем. Мне сказали, что человек он очень хороший, но на контакт идет с большой неохотой и, мол, вряд ли у тебя что-то получится. Но я надеялся, что разговор все-таки состоится. И не ошибся.
По приезду в населенный пункт Белево, который уже таковым по большему счету и не назовешь (осталось там несколько домов, один из которых выделялся особенно: яркий, с нарисованной на фронтоне борзой), нас встретила дружным лаем пара поджарых, грациозных псов. На сигнал своих питомцев к нам вышел хозяин. На мое предложение поговорить, сфотографироваться, он не ответил отказом. Но разговор предложил перенести на следующий день. Оказывается, он с одной из московских гостей собирался отправиться на охоту.
Гостеприимный хозяин
Я решил не настаивать на немедленном разговоре и понял на следующий день, что был прав. Оказывается, чтобы хоть немного понять красоту, энергию породы хортых борзых собак, немного ознакомиться с нюансами их разведения, охоты, натаскивания, нужно не 5-10 минут, а как минимум – 60.
На следующий день гостеприимный хозяин «Охотничьего домика» встретил нас, пригласил в свои хоромы, познакомил с гостями из Москвы: Натальей Анатольевной Жанебековой и Людмилой Германовной Кагальницкой, а также с многочисленными питомцами, большинство из которых привезли с собой дамы-охотницы. Меня признала красавица Ветра – поджарая, бежевого окраса. Она позволила себя погладить по холке и долго преданно смотрела мне в глаза, будто бы изучая, что я за фрукт.
Прежде чем приступить к разговору, Михаил Николаевич включил диск с записью охоты на зайца в разное время года, по разной местности: пахоте, зеленям, снегу. Доложу я вам – зрелище завораживающее. С какой грацией, скоростью хортые преследовали зверька, которого, оказалось не так-то и просто взять. Он уворачивался как мог и делал это достаточно ловко. Не всегда псам удавалось взять ушастого. Но, как сказали женщины, для борзятников – это не самоцель, главное – сам процесс.
Как все начиналось
Сам М.Н. Терехов — местный. Родился в Барсуках, здесь же учился в школе, работал в совхозе, потом – армия, после учился в Будакошелевском техникуме, работал. Биография как у многих наших земляков. Но меня больше интересовало увлечение борзыми. Оказывается, первыми собаками, которые были у Михаила, была не эта порода. Начинал он с дворняг, потом появился полугончак. У В.Н. Сомова брал лайку, но, как признается, это не его порода. Однажды на глаза попался ему журнал, где была статья про борзых, ему больше понравились хортые. То, что они приглянулись – это одна сторона, а чтобы завести – абсолютно другая. Где найти эту породу? Но Михаилу повезло. Однажды на Радуницу он встретился с увлеченным земляком-собачником Михаилом Петровичем Костюченко. Он предложил взять хортых щенков. Чем не удача? Так у М.Н. Терехова появилась первая пара борзых Барс и Бимка.
Но, чтобы собаки отвечали своей породе, их нужно воспитывать, натаскивать. Оказывается, в Чечерском районе проживала эксперт по этой породе Татьяна Николаевна Дедкова. С ее подачи начали проводить на выставке полевые испытания. Потом эксперт уехала в Питер. Но приезжала. Оказывается, для проведения полевых испытаний нужны два эксперта, при состязании – три. В нашей республике остался один эксперт – Валентина Владимировна Исютина, которая проживает в Минске. Возникают сложности, главная из них — расстояние. Как проводить состязания, без которых невозможно. Михаил хотел все бросить, но жена поддержала.
— Тяжело? – интересуюсь.
— Весной и летом хорошо, а вот зимой… Думал не выдержу, уйду, — рассказывает Михаил. – Мне предложили оформить агроусадьбу в виде «Охотничьего домика». Думал, не получится. Но жена позвонила кинологу, посоветовалась и меня убедила. Подремонтировали, покрасили дом, обустроили его. Так я и начал свое дело.
Собаки «познакомили»
А вот, как узнали про Михаила Николаевича и его «Охотничий домик» москвички, меня заинтриговало. Оказывается, что хортая борзая не так и распространена на просторах СНГ, хоть и считается исконно русской породой. Поэтому заводчики, да и простые любители сразу становятся известными. Об этом мне рассказала Н.А. Жанебекова. Вначале взяли у Михаила щенков. Один из них, уже взрослый, аристократично возлегал на кровати. Потом привозили к нему на вязку сук. Уже потомки тех вязок имеются за границей: в Чехии, Германии, Америке.
На мой вопрос, как решились отправиться в такой неблизкий путь, отвечала Л.Г. Кагальницкая: «Для нас расстояние – не преграда, тем более хотела показать Мише щенка. Люблю я это дело, походить с моими псами, отдохнуть. Здесь у вас мне очень нравится, чувствую себя комфортно. Михаил – очень гостеприимный хозяин. Путевку взяли до января. Одна часть ее завершается. Вторую используем чуть позже».
Отмечу, что этот приезд был для москвичек неудачным. За неделю не подняли ни одного зайца. Осталось гостить им два дня, еще надеются на успешную охоту. Такое тоже бывает.
Эпилог
После приятного общения с увлеченными людьми, я им по-доброму позавидовал. Они занимаются любимым делом, активно отдыхают, общаются с природой, с любимыми собаками. И они счастливы. Я в этом убедился. А еще говорят гостьи: «Поля у вас хорошие, да и хозяин «Охотничьего домика» — гостеприимный, душевный человек».


Виктор Ильющенко
Фото Константина Болбукова