Новый закон в Новом году

«О практической реализации изменений в законодательстве Республики Беларусь, регламентирующем работу с обращениями граждан и юридических лиц» — такой была тема семинара, прошедшего 16 декабря с начальниками управлений и отделов райисполкома, ответственными работниками учреждений и организаций района, осуществляющими эту работу. Открыл данное мероприятие управляющий делами райисполкома Н.Н. Попков. Как отметила далее Н.А. Шанькова, главный специалист сектора по работе с обращениями граждан и юридических лиц, в Республике Беларусь этому вопросу уделяется большое внимание, в связи с чем и был принят проект Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц», который вступает в силу 22 января 2012 года. В нем предусмотрены нормы, регулирующие работу с обращениями граждан, с книгой замечаний и предложений, вводится понятие электронного обращения. Каждый может реализовать свое право на письменное, электронное или устное обращения самостоятельно либо через своих представителей по доверенности, оформленной в установленном порядке.
Руководители организаций несут персональную ответственность за ненадлежащую работу с обращениями, они не вправе отказать в личном приеме, если вопрос находится в компетенции данного учреждения. Исключением являются случаи, когда уже был дан исчерпывающий ответ. Также они обязаны проводить личный прием согласно графику не реже одного раза в месяц, продолжительностью не менее 6 часов, а информация об этом располагаться в общедоступных местах. Если же руководитель отсутствует, прием осуществляет его заместитель.
В новом законе предусмотрены не только права заявителя: знакомиться с материалами, относящимися к рассмотрению; представлять дополнительные документы либо же их истребовать; отозвать свое обращение; получать ответы на обращение; обжаловать ответы и решения, но и обязанность по соблюдению требований Закона: вежливо относиться к работникам организаций, не допускать употребления нецензурных, оскорбительных слов; информировать об изменении места жительства и т.д.
Отмечены и обязанности организации, а это внимательно, ответственно, доброжелательно относиться к обратившемся, не допускать формализма, бюрократизма, волокиты в принятии решений, они должны быть законными и обоснованными. Информировать о решениях, принятых по результатам обращений. Обеспечивать контроль за их исполнением, разъяснять порядок обжалования ответов.
Обращения могут подаваться в письменной или электронной форме, по почте, устно в ходе личного приема или внесением записи в книгу замечаний и предложений. Если же решение данного вопроса не в компетенции учреждения, необходимо в течение 5 дней направить его в соответствующую организацию и уведомить об этом заявителя. Либо оставить без рассмотрения, но сообщить об этом и разъяснить, куда следует обратиться. Жалобы могут подаваться в течение 3 лет со дня, когда стало известно о нарушении прав, интересов.
Обращения подлежат обязательному приему и регистрации, отказ в приеме не допускается, за исключением случаев, если решение вопроса не в компетенции данной организации, пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы, подано повторное обращение, которое уже было рассмотрено и в нем не содержатся новые обстоятельства, применяется употребление нецензурных, оскорбительных слов. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а требующие дальнейшей проверки не более 1 месяца. Эта процедура бесплатная, но по новому закону, если обращения систематические и необоснованные или содержат заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные организацией, могут быть взысканы с заявителя в судебном порядке. Ответ можно обжаловать в вышестоящую организацию. Анонимные обращения не рассматриваются. Подача заявлений, содержащих клевету, оскорбления либо иные противоправные деяния, влекут ответственность.
На семинаре были освещены и другие вопросы. Т.М. Новикова — главный специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства, ознакомила присутствующих с изменениями в порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2011 № 439. Эти списки уточняются с февраля по май, обновляются на 1 мая каждого года и вывешиваются для обозрения.
По вопросу формирования резерва кадров на 2012 год выступил А.В.Белый, начальник отдела организационно-кадровой работы. Он заметил, что по результатам мониторинга администрации президента по нашему району основное внимание необходимо уделить трем вопросам: уровню кадров, их текучести и организации работы с их резервом. В этом году был принят новый кадровый реестр: перечень должностей, назначение на которые осуществляет райисполком. Кандидатуры на резерв кадров будет рассматривать конкурсная комиссия.
О новом в декларировании доходов и имущества присутствующих рассказала Е.А.Карпук, главный специалист отдела организационно-кадровой работы.


Елена Короткевич