Импортозамещающие изделия медицинского назначения

Государственные заказчики Государственной программы «Белмедтехника» в части разработки технологии и организации производства систем дефекации – Министерство здравоохранения и Министерство промышленности – не обеспечили выполнение основных целей и задач Госпрограммы – сокращение закупок медицинских изделий по импорту, экономия валютных средств.
В 2006 году Гомельское государственное научное учреждение «Институт механики металлополимерных систем имени В.А.Белого Национальной академии наук Беларуси» получило заказ от Минздрава на разработку технологии и организацию производства импортозамещающих изделий медицинского назначения – комбинированных наружных систем дефекации для послеоперационных больных (систем дефекации). В декабре 2008 года институт научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу выполнил и сдал государственным заказчикам – Министерству промышленности и Министерству здравоохранения.
В импортозамещающий проект было вложено более 120 000 долларов бюджетных средств и средств ЗАО «Завод химических изделий» (г. Гомель).
Однако, как выяснилось в ходе проверки, проведенной Комитетом государственного контроля Гомельской области, отечественная медицина не получила указанные медицинские изделия в установленные сроки и в объемах, предусмотренных Госпрограммой (300 000 мешков в год).
Так, в течение 2009 – 2010 гг. выпуск отечественных систем дефекации по разработанной технологии вообще не осуществлялся. Только спустя 2 года (в январе 2011 г.) Гомельский завод химических изделий, получив регистрационное удостоверение Минздрава, приступил к производству данных медицинских изделий.
За 11 месяцев 2011 г. заводом произведено 102,8 тыс. штук однокомпонентных систем дефекации, из которых реализовано 40,4 тыс. штук (39,3%), а 62,4 тыс. шт. (60,7%) остались нереализованными на складе.
Причиной возникновения складских остатков нереализованных медицинских изделий явилось отсутствие заказов от организаций Министерства здравоохранения, которыми в 2011 году у отечественного производителя – ЗАО «Завод химических изделий» – закуплено только 10,6% от годовой потребности в указанных изделиях.
Остальное количество однокомпонентных систем дефекации организациями Минздрава в 2010 – 2011 гг. закуплено через систему УП «Белмедтехника» по импорту. И это несмотря на то, что цены на белорусские изделия значительно ниже цен импортных аналогов.
При условии использования учреждениями здравоохранения отечественной продукции вместо импортных аналогов годовая экономия денежных средств только по двум основным позициям (мешок колостомный и илеостомный однокомпонентный дренируемый 400 мл МОД-70 и 200 мл МОД-57) составила бы более 1 млрд. руб.
По информации Минздрава причиной закупки систем дефекации по импорту явилось то, что установленные Госпрограммой объемы выпуска систем дефекаций формировались не им, а производителем; обязательства по закупке изделий на Минздрав, обл(Мингор)исполкомы программой не возлагались; на момент выдачи ЗАО «Завод химических изделий» регистрационного удостоверения на изделия организациями, подведомственными Минздраву, уже были произведены процедуры государственных закупок и заключены контракты на их поставку с другими поставщиками. Однако, учитывая, что в соответствии с Государственной программой «Белмедтехника» на 2006 — 2010 годы, Минздрав является одним из госзаказчиков разработки и производства в Республике Беларусь систем дефекации, указанные причины во внимание приняты быть не могут.
Комитетом госконтроля предложено Минздраву принять меры по обеспечению подведомственными медучреждениями закупки отечественных медицинских изделий.


А. Атрощенко,
председатель Комитета государственного контроля
Гомельской области


В. Рунов,
начальник управления