Выбор за пенсионером

Президентом Республики Беларусь 18 марта 2012 года подписан Указ № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» ( вступит в силу с 1 октября 2012 года), который дает возможность пенсионерам Беларуси значительно увеличить размер пенсии при более позднем выходе на нее.
Прокомментировать данный Указ мы попросили старшего инспектора управления по труду, занятости и социальной защите Кормянского райисполкома О.Л.Юрочкину.
— Оксана Леонидовна, в чем суть данного Указа?
— В Беларуси самый низкий уровень выхода на пенсию по возрасту, хотя на каждого пенсионера приходится примерно два работающих человека. В противовес странам, где увеличен порог выхода на пенсию, в нашей стране, как отметил Президент А.Г.Лукашенко, выбрали альтернативу, но не административным образом. Документом предусмотрено, что при продолжении работы без получения государственной пенсии по возрасту, после приобретения права на нее, размер пенсии прогрессивно увеличивается. То есть, пошел человек на пенсию позже положенного срока на год, продолжая работать, он получит увеличение размера пенсии, принимаемого для исчисления, на 6% заработка; за два года размер повышения составит 14% (повышение на 8% за второй год работы суммируется с повышением на 6% за первый год); за три года – 24% (14% за первых два года плюс 10% за третий год); за четыре года – 36% (24% за три года плюс 12% за четвертый); за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период ( за 5 лет – 50%, за 6 лет – 64%).
Хочу успокоить работающих пенсионеров: их действие Указа не коснется, они будут продолжать получать и зарплату, и пенсию.
Однако, если у них возникнет такое желание, они также могут добровольно отказаться на выбранный ими срок от получения пенсии с целью увеличить ее размер.
— А не случится ли так, что человека начнут вынуждать делать выбор: либо пенсия, либо работа.
— Этого бояться не следует. Глава государства особо обратил внимание, что это должно быть добровольное решение граждан. Механизм отложенной пенсии существовал и ранее – в пенсионном законодательстве предусматривалось повышение размера пенсии по возрасту за работу после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии на 1% заработка, принимаемого для ее исчисления, за каждые два полных месяца такой работы. И при этом не было случаев принудиловки. Так что суть не в порядке обращения за пенсией, а в более выгодных условиях.
— Когда мы говорим «работа, дающая право на увеличение пенсии», то что подразумеваем?
— Это значит, что понимаются периоды работы предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения и соцзащиты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
Указом также предусматривается то, что при исчислении пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов, включаемые в стаж работы для назначения пенсии – учеба, служба в армии, уход за детьми и другие – вместо отсутствующего заработка будет применяться условный доход – 40% средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.
Одним словом, с учетом того, что при исчислении пенсий каждый год стажа оценивается в процентах от заработка, а заработки у всех разные, то одинаковые по содержанию периоды имеют в пенсии разную стоимость. Следовательно, повышается значимость периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов и ориентирование граждан на «зарабатывание» пенсий, в том числе и стажа.


Беседу провела Галина ЛИСИМЕНКО