Социальная поддержка – адресная и объективная

С 1 апреля текущего года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи». Меры, предусмотренные в документе, направлены на реализацию комплексного подхода при предоставлении данной помощи, усиление государственной поддержки населения, повышение ее уровня и оперативности. О его особенностях нашему корреспонденту Галине Лисименко рассказывает заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Кормянского райисполкома Н.Г.Демченко.
 — Надежда Георгиевна, что нового принес данный Указ по сравнению с прошлыми годами?
Следует обратить внимание на то, что в систему государственной адресной социальной помощи включено бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни. При этом в случае рождения двойни и более предусмотрено право на такое обеспечение без учета совокупного дохода семьи.
Введен новый вид адресной помощи в виде социального пособия для возмещения затрат для приобретения подгузников детям-инвалидам до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, и инвалидам первой группы при предоставлении необходимых документов. Оказывается она независимо от величины среднедушевого дохода семьи, в сумме, не превышающей 3-кратного размера бюджета прожиточного минимума и не более двух раз в течение календарного года.
— А какая поддержка предусмотрена для малообеспеченных семей и других социально-уязвимых категорий граждан?
— Стал другим подход к предоставлению ежемесячного и единовременного социальных пособий: в плане перерасчета размера (при увеличении БПМ) – это для поддержания доходов малообеспеченного населения на уровне бюджета прожиточного минимума; увеличения периода с 6 до 12 месяцев выплаты ежемесячного пособия – для одиноких инвалидов 1-2 групп, неполных семей, родители в которых осуществляют уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, одиноких нетрудоспособных граждан, достигших возраста 70 лет; исчисления среднедушевого дохода семьи (не за 12, а за 3 месяца, предшествующие обращению), при увольнении ее члена с работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращение численности или штата работников. —
Изменился ли размер единовременного социального пособия, и на что сможет направляться адресная социальная помощь?
— Размер единовременного социального пособия установлен до 10 БПМ в зависимости от жизненной ситуации. Семьям, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных событий, данное пособие предоставляется повторно в календарный год.
Государственная адресная социальная помощь (ежемесячная или единовременная) в безналичной форме сможет направляться на оплату и погашение задолженности за жилищно-коммунальные услуги путем перечисления на счет соответствующей организации.
— В каких случаях дается отказ на обращение за государственной адресной социальной помощью в виде ежемесячного пособия?
— Например, если трудоспособные граждане работают неполное рабочее время по личной просьбе; являются неработающими, незарегистрированными в установленном законом порядке в качестве безработных; либо зарегистрированы, но в течение уже 12 месяцев им приостанавливалось или уменьшалось пособие по безработице в соответствии с 3 и 7ч. 25 ст. Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»; являются неработающими трудоспособными лицами, зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве безработных менее трех месяцев на дату обращения; возмещают расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
А также исходя из наличия в собственности более одного жилого помещения (за исключением многодетных семей); если членом семьи сдается жилое помещение по договору найма (поднайма) в течение последних 12 месяцев; если член семьи приобрел в течение последнего года транспортное средство ( это не относится к семьям, где имеются дети-инвалиды и инвалиды 1-2 групп, многодетным семьям); если гражданин имеет земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, но не использует его для получения сельхозпродукции и т.д. Одним словом, не использовал возможности для улучшения своего благосостояния.
Все эти случаи имеют свои нюансы, которые рассматриваются коллегиально и отражаются в акте обследования.
Отказ наступает и при отсутствии трудной жизненной ситуации. В качестве критериев могут рассматриваться: наличие дорогостоящих сложных бытовых приборов, радиоэлектронной аппаратуры, ювелирных изделий, транспортных средств, иных товаров длительного пользования, не являющихся объективно необходимыми, приобретенных членами семьи в течение 12 месяцев, предшествующих обращению. Сюда же можно добавить дорогостоящий ремонт помещения и другие обстоятельства, свидетельствующие о нерациональном расходовании имеющихся денежных средств.
Все вышеперечисленное действует и при назначении адресной социальной помощи в виде обеспечения продуктами питания детей до 2 лет жизни.