Бытовое обслуживание население

Комитетом государственного контроля Гомельской области проведены проверки эффективности функционирования акционерных обществ и коммунальных предприятий бытового обслуживания, подотчетных государственному учреждению «Управление бытового обслуживания Гомельской области» (далее – «Управление»). В результате которых выявлены факты невыполнения социальных стандартов в сельской местности, недопустимо низкой эффективности использования средств государственной поддержки.
Подотчетными Управлению предприятиями эксплуатируется подавляющее число объектов бытового обслуживания в сельской местности – 282 комплексных приемных пункта или 93% от их общего числа на селе. При этом, на их долю приходится менее 30 процентов объема бытовых услуг, оказываемых всеми субъектами предпринимательской деятельности на селе (в 2011 году – 26,6% или 10,6 млрд. руб.).
Основную долю в объеме бытовых услуг в сельской местности составила выручка от реализации швейной и ритуальной продукции. Отдельными проверенными предприятиями использовался неэффективно имеющийся потенциал, не развивались на селе востребованные у населения услуги, в том числе социально значимые: ремонт швейных изделий, обуви, парикмахерские услуги, а также новые виды услуг, к примеру, шиномонтаж, обкашивание территорий, производство деревянных и железобетонных заборов.
В результате эффективность работы комплексных приемных пунктов на селе крайне низкая.
Так, выручка от оказания бытовых услуг за прошлый год комплексным приемным пунктом в агрогородке Озаричи ОАО «Райбытуслуги» (г. Калинковичи), на строительство и оснащение которого затрачено более 270 млн. руб. бюджетных средств, составила всего лишь 3,1 млн. руб. При подобной работе, чтобы окупить вложенные затраты, потребуется как минимум 100 лет.
Аналогичная ситуация в 2011 году сложилась и в других проверенных предприятиях, оказывающих услуги в сельской местности. Общая сумма убытков за 2011 год составила 3,0 млрд. руб., за I квартал 2012 г. – 0,8 млрд. руб.
Одна из причин убытков – реализация бытовых услуг по ценам ниже их фактической себестоимости. Например, в 2011 году на 1 руб. бытовых услуг, оказанных ОАО «Светлбытсервис» (г. Светлогорск), затраты составили 1,1 руб.
Формирование низких цен при наличии на рынке услуг высокой конкуренции со стороны субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности значительно упрощало для комбинатов бытового обслуживания процесс реализации бытовых услуг, выполнения условия оказания государственной поддержки (рост объема услуг в фактических ценах) и позволяло пользоваться бюджетными средствами.
Объем государственной поддержки, оказанной районным комбинатам бытового обслуживания Гомельской области, в 2011 году и 1 квартале 2012 г. составил 61% и 56% соответственно от объемов оказанных услуг в сельской местности, превысив в 2,1 раза убытки соответствующих периодов.
При этом, далеко не всегда эти средства использовались эффективно.
По результатам проверок 6 предприятий бытового обслуживания Комитетом области установлено незаконное получение, неэффективное использование и использование с нарушением законодательства более 800 миллионов бюджетных средств.
К примеру, ОАО «Житковичский РКБО», приписывая объемы оказанных бытовых услуг, получило более 120 млн. руб. бюджетных средств.
ОАО «Рогачевский КБО» в 2010 году неэффективно использовало 72,2 млн. руб. средств областного бюджета, направив их на ремонты КПП в агрогородках Звонец и Лучин, закрытых практически сразу после ремонта (в декабре 2011 года).
В 10 комплексных приемных пунктах ОАО «Петриковский КБО» в течение всего прошлого года не использовалось оборудование стоимостью 29 млн. руб. (швейные машины, оверлоки, прессы для приклейки подошв и подметок).
На протяжении длительного времени государственным учреждением «Управление бытового обслуживания Гомельской области» не принимались действенные меры по вовлечению в хозяйственный оборот недвижимого имущества подведомственными предприятиями. Например, ОАО «Светлбытсервис» с 1999 года не эксплуатирует здание дома быта в г.п. Паричи (1991 года постройки общей площадью 727 м кв.), а с 2009 года – здание КПП в н.п. Моисеевка (99 м кв.). Не используются эффективно здания комплексных приемных пунктов ОАО «Жлобинский КБО» (в н.п. Красный Берег, 143 кв. м), ОАО «Рогачевский КБО» (в н.п. Гадиловичи, 165 кв. м), ОАО «Житковичское КБО» (в н.п. Мохорово, 188 кв. м), здание бывшего ткацкого цеха в г. Наровля ОАО «Наровлянский КБО» (120 кв. м).
Кроме того, во всех проверенных КБО выявлены нарушения правил бытового обслуживания населения.
По результатам проверок за допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 64 виновных лица, к дисциплинарной – 83.
Материалы проверок рассмотрены на коллегии Комитета государственного контроля Гомельской области. По ее итогам Гомельскому облисполкому предложено выработать эффективную систему управления бытовым обслуживанием в области, разработать комплекс мер, направленных на рост объемов услуг населению с одновременным снижением их себестоимости.


А. Атрощенко,
председатель Комитета