Прокуратура в роли защитника

В стереотипном представлении людей прокуратура чаще всего выступает в роли обвинителя, этакой карающей десницы. Но она же и защищает от неправомерных действий, совершенных в отношении граждан. Сегодня об этой стороне деятельности прокуратуры наш разговор с Алексеем Ивановичем Гавриковым, прокурором Кормянского района.

— Алексей Иванович, что вы можете рассказать о работе с обращениями граждан, проводимой прокуратурой района?

— Это одно из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры. Ведь именно по работе с их обращениями, граждане могут судить, насколько качественно и эффективно мы исполняем свои обязанности. Отмечу, что прокуратура района твердо и неуклонно стоит на том, чтобы права и законные интересы граждан, нарушенные кем бы то ни было, всегда были восстановлены и, соответственно, сами люди защищены от какого-либо посягательства на их права. В данном направлении проводится большая работа, но это наша обязанность.

— Много ли обращений поступает в прокуратуру?

— Достаточно много. Только разрешенных за три квартала текущего года уже 40, и это на двух прокурорских работников: меня и моего помощника Юлию Сергеевну Чечуху. Значительное число обращений было направлено в соответствующие инстанции, которые должны непосредственно заниматься изложенными в них вопросами. Реальная цифра приближается уже к 60-ти. Могу сказать, что с правами граждан в нашем районе не все обстоит благополучно, ведь удовлетворяется большое число жалоб.

-А Вы можете привести конкретные примеры помощи прокуратуры гражданам по их обращениям?

— Конечно, таких примеров довольно много. Большое количество удовлетворенных жалоб касается незаконного привлечения лиц к административной ответственности, чаще всего это заключается в том, что в отношении них составляются протоколы в их отсутствие, должностными лицами заочно рассматриваются дела и граждане уже оказываются поставленными перед фактом того, что привлечены к административной ответственности и должны понести наказание в виде, к примеру, штрафа. Конечно, это вызывает обоснованные жалобы в прокуратуру на действия таких должностных лиц. Вот, к примеру, в отношении жителя агрогородка Литвиновичи был заочно составлен протокол работниками госавтоинспекции, заочно рассмотрен, что в итоге повлекло обоснованное обращение его в прокуратуру. Нами принесен протест в районный суд, который рассмотрен, удовлетворен, административное дело также прекращено. Прокуратура уделяет пристальное внимание соблюдению процедуры привлечения граждан к административной ответственности. Ведь если нарушена процедура, установленная законодательством, Кодексом, то мы обязаны исправить это. Государственные органы, должностные лица, отвечающие за ведение административного процесса должны принимать только законное и обоснованное решение, исключив привлечение к ответственности невиновных лиц. Есть примеры нарушения трудового законодательства, на наших предприятиях не всегда выполняются его требования. Тут мы тоже стараемся помочь. Достаточно большое количество обращений по уголовным делам: кто-то не доволен качеством следствия, предварительной проверки, проводимой следственным комитетом, РОВД. Поступают и другие вопросы. Все обращения рассматриваем, если есть основания – идем гражданам навстречу и удовлетворяем. Но даже если отклоняем – всегда указываем, по каким правовым причинам. Любой человек может получить разъяснения, почему его обращение признано необоснованным.

— Я думаю, обращение в прокуратуру – это крайняя мера, многие вопросы можно было бы решить на местах, или обратившись в вышестоящие инстанции тех структур, которые, по мнению заявителей, нарушили их права?

— Безусловно. Мы много жалоб отправляем по подведомственности. Прокуратура – это надзирающий орган, а есть масса контролирующих. Иногда к нам идут с жалобами на действия какого-то должностного лица, вместо того, чтобы обратиться к руководителю, который может рассмотреть и принять соответствующее решение. Его потом уже можно обжаловать. Иногда просто на словах поговорят и идут с проблемами сразу к нам. Это не правильно. Мы приходим с проверкой, спрашиваем, обращался ли такой-то гражданин, и что сделано по его вопросу. А нам отвечают, что никто не обращался. Что же мы можем проверить, ведь письменного обращения нет? Поэтому я призываю всех: требуя защиты ваших прав, которые возможно были нарушены, изначально нужно обращаться в самый ближайший к той организации, которая нарушила ваши права, вышестоящий орган. И обязательно в письменном виде. И если уж их ответ не решает проблемы, вас не удовлетворяет – только тогда в прокуратуру. Мы все примем и рассмотрим, но давайте соблюдать процедуры. Как пример: лично мною с начала года принято 79 граждан. Если заниматься только работой по этим вопросам, то на другие дела и времени бы не осталось. На самом деле все очень просто – если бы многие обращения решались на местах, то и гражданам, и должностным лицам это не приносило бы лишних проблем.

— Да, важно не только знать свои права, но и уметь ими правильно пользоваться.

Беседовала Виола Лехнович