Мысленно возвращаюсь на Кормянщину

Прожив два десятилетия в г. Витебске, душой я остаюсь в Кормянском районе. Часто вспоминаю свою молодость, работу, людей, которые меня окружали, и думаю, как они живут сейчас, что нового происходит на Кормянщине? Чтобы постоянно быть в курсе событий, подписываюсь на газету «Зара над Сожам» и читаю, как говорится, от корки до корки. И так мне приятно, что район развивается, застраивается, приезжают молодые специалисты, подрастает юное поколение с активной жизненной позицией.
Из газеты же я узнала, что в бывшей д. Хлевно, моей малой родине, наведен порядок на кладбище. Я так благодарна за это местной власти, общественности и всем, кто принял участие в благоустройстве, ведь там покоятся мои близкие, соседи и односельчане.
Очень жаль, что этой деревни уже нет, там были красивейшие места, возле нашего дома стояли четыре огромных вяза и мы, будучи детьми, покоряли их вершины. А еще с них было далеко видно, поэтому во время войны они использовались как наблюдательный пункт.
В 1941 году мне исполнилось 8 лет и я должна была идти в 1-й класс, но война помешала. Когда фашисты оккупировали деревню, они разместили у нас в доме комендатуру, а мы, пятеро детей и мама, вынуждены были искать себе кров. Пережили и холод, и голод, и нужду, и страх. Вместе с другими жителями, дождались освобождения.
Тяжелыми были и первые послевоенные годы, не только для каждого человека в отдельности, но и для всей страны. Нужно было поднимать колхозы, а не было даже семян на посев и их собирали у населения – по стакану зерна, кто сколько мог дать. И я помню такой случай. Мы сидели за столом и обедали, а еда была скудная, какая-то похлебка, сваренная мамой в найденной немецкой каске, потому что не было другой посуды. Мы черпали ложками по очереди из общей миски, и тут раздался стук в дверь. Заходит молодой мужчина, здоровается и желает приятного аппетита. Мама быстренько выпроводила нас на улицу и пригласила его за стол. А еды осталось на донышке, но он не отказался, а спросив сначала, сыты ли дети, доел после нас одной из наших ложек, не побрезговал, ни нами, ни нашей сиротской пищей. Тогда все были голодны, но души – открыты для сочувствия и сострадания. Зачастую люди делились последним куском хлеба, но он перепадал нам редко. В основном в первую зиму выкапывали мерзлую картошку, сушили ее и пекли оладьи.
Все это я рассказываю для того, чтобы нынешняя молодежь знала, какой ценой досталось то, что она сейчас имеет, и передала знания следующим поколениям. Только память о прошлом спасет нас в будущем от войны.
М. Плавинская,
г. Витебск

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"