Сафонова криничка

Я уже человек в возрасте, но не могу не рассказать о своем дедушке, потому что память о нем пронесла через всю свою жизнь. И практически единственная хорошая фотография до сих пор передает его замечательные черты, теплый взгляд умных глаз, а натруженные руки говорят больше, чем это можно передать словами. И все же попробую…

Дедушка стал для нас, внуков, одновременно и бабушкой, потому что та умерла очень рано – в 46 лет. Дед больше ни­когда не женился и пронес верность своей супруге до самой смерти. А умер он в 88 лет, в сентябре 1976 года. Родился же Сафон Аверьянович Деружинский еще, как мы смеялись, «при царе Горохе», в 1888 году. У них с бабушкой было четверо детей, и все стали хорошими людьми, некоторые получили высшее образование. Дом стоял на краю деревни, и дверь его всегда была открытой, потому что, бывало, проходили мимо странствующие люди – попросят воды, что-нибудь перекусить, обогреться, а то и переночевать, и Сафон Аверьянович никому не отказывал, в каждом он видел страждущего, не боялся ни воров, ни злодеев. А такие, наверное, и не попадались. Постояльцы обязательно рас­сказывали про свою жизнь, и дедушка каждого внимательно выслушивал. Сам он был человеком мастеровым – из дерева умел сделать ложку,

миску, игрушку для детей. Село было большое, дворов триста, но именно возле дедушкино­го дома собирались по весне люди, чтобы кликать «сорок сороков». Во дворе висели качели, которые также смасте­рил дед, их украшали, девушки с парнями здесь гуляли. А на высокой липе вили гнездо аисты. Место в деревне так и называлось – Сафонова горка. А еще была Сафонова криничка, в которой, как говорили, была самая вкусная вода. А как наш «дедушка-бабушка» (мы его так и звали) пел! Его любили все, до самой старости он работал, не мог сидеть, сложа руки: озеленял людям дворы, сажал деревья, да де­лал все, что мог. За это его все очень уважали, считали человеком государственным. Сафон Аверьянович одинаковой, преданной любовью любил и свою родину, и свою семью. Он никогда не пил, не курил и этого желал всем.


Мария Плавинская.
Сейчас родной деревни деда и нашей, что в Гомельской области, уже нет на карте Беларуси – после Чернобыльской трагедии она опустела, люди разъехались по всей стране. А Сафон Аверьянович доживал старость в России, на Брянщине, в доме своей дочери – моей мамы. До сих пор помню его голос – он поет нам колыбельную, такую ласковую, что засыпали мы сразу… Вырастил Сафон Аверьянович 12 внуков, дождался и 13 правнуков.

Фото из семейного архива

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"