Две дороги, две судьбы…

Много красивых уголков на нашей земле. Но для каждого человека предназначен свой, где и дышится легче, и живется лучше, и работается плодотворнее. Таким местом наибольшего благоприятствования стал Струкачев для супругов Сосновских.

Вера Игнатьевна – уроженка Минской области, Владимир Иванович из Чечерска, но в 1965 году они приехали сюда молодыми учителями и, как говорится, прикипели душой к этому населенному пункту. Здесь они встретились, создали семью и почти полвека по­святили ему и своему делу.

Владимир Иванович помнит, как отслужив в армии, не стал возвращаться в Климовичский район, куда по­сле окончания Гомельского педвуза был направлен на обязательную отработку. Решил устроиться поближе к дому и выбрал Струкачевскую школу, где нужны были физики. Молоденькую выпускницу Минского педаго­гического института, преподавателя русского языка и литературы, он заметил сразу, и она обратила на него внимание. Через год и поженились.

Роль учителя была высока и не ограничивалась только ведением уроков – грамотные, интеллигентные люди, учителя являлись носителями культуры, пере­довых мыслей и идей, лекторами и пропагандистами, воспитателями, прививающими навыки поведения в быту. Их уважали, брали пример. И супругам сра­зу пришлось окунуться в общественную жизнь, как в школе, так и в деревне, но главному призванию, свое­му предназначению – работе с детьми, отдавали все же больше времени и сил. Постоянно совершенствовали знания, приобретая и изучая специальную литературу, подписываясь на периодические издания, регулярно проходили обучающие курсы. Получили оба, правда, не одновременно, вторую, а затем и первую квалифи­кационную категорию.

— В нашей школе учились дети из всех окрестных де­ревень: Богдановичи, Боровая Буда, Дубовица, Коло­сов, Шаломеи, Правда, — рассказывает Владимир Ива­нович. — Большой упор мы делали на сотрудничество с родителями, и они не уклонялись от своих обязан­ностей. Такого понятия, как неблагополучная семья, тогда не было. Могу привести такой пример. После каждой четверти, исходя из того, что много учащихся было не местных, проводили родительское собрание в одной из деревень, в самой просторной хате. Несмо­тря на занятость на фермах, в поле, приходили все, ис­кренне интересовались успехами своих школьников, выслушивали замечания, предложения и советы. Не всегда они умели по своему образованию заниматься уроками дома, часто не имели на это свободного вре­мени, но были заинтересованы в том, чтобы дети до­бросовестно учились, убеждали их в необходимости этого, а авторитет учителя был для них непререкаем.

Вместе они вступили в компартию. Пожилые люди помнят и знают, что она играла руководящую роль в жизни общества, а коммунисты были самыми актив­ными, сознательными людьми, иных, впрочем, и не принимали. Дисциплина в рядах соблюдалась неукос­нительно, и когда Сосновскому предложили стать председателем Струкачевского сельского Совета, он, конечно, согласился. То есть, партия сказала «надо», он ответил «есть!». Затем он возглавлял партийную организацию совхоза имени Чапаева и профсоюзный комитет. К педагогической деятельности возвратился в 1994 году. За прошедшее время произошло много изменений. Поменялись методики, меньше стало уча­щихся, другие требования предъявляются к учителям, которым, бывает, уже и не угнаться за технически под­кованными детьми. Пришлось многое наверстывать, переучиваться самому. Сейчас он ведет уроки труда и физики и уверен, что главное слово в наше продвину­тое время за молодыми учителями, но они, к сожале­нию, в сельских школах не особенно задерживаются.

Судьба Веры Игнатьевны, наоборот, всегда была свя­зана с учительской стезей. Шестнадцать лет она про­работала директором Струкачевской средней школы, объединяла и сплачивала коллектив, организовывала учебный и воспитательный процесс, внедряла новые технологии обучения. Одним словом, делала все воз­можное, чтобы успеваемость учащихся была высокой, а знания крепкими. Сейчас она уже на пенсии, но при необходимости, всегда приходит на помощь родной школе.

Вместе с Владимиром Ивановичем они вырастили и воспитали двоих детей, имеют троих внуков. Бывшие ученики – уже давно самостоятельные, взрослые, а то и немолодые люди, но своих учителей и их уроки жиз­ни всегда вспоминают с теплотой.

Галина Лисименко

Фото автора

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"