Две дороги, две судьбы…
Много красивых уголков на нашей земле. Но для каждого человека предназначен свой, где и дышится легче, и живется лучше, и работается плодотворнее. Таким местом наибольшего благоприятствования стал Струкачев для супругов Сосновских.
Вера Игнатьевна – уроженка Минской области, Владимир Иванович из Чечерска, но в 1965 году они приехали сюда молодыми учителями и, как говорится, прикипели душой к этому населенному пункту. Здесь они встретились, создали семью и почти полвека посвятили ему и своему делу.
Владимир Иванович помнит, как отслужив в армии, не стал возвращаться в Климовичский район, куда после окончания Гомельского педвуза был направлен на обязательную отработку. Решил устроиться поближе к дому и выбрал Струкачевскую школу, где нужны были физики. Молоденькую выпускницу Минского педагогического института, преподавателя русского языка и литературы, он заметил сразу, и она обратила на него внимание. Через год и поженились.
Роль учителя была высока и не ограничивалась только ведением уроков – грамотные, интеллигентные люди, учителя являлись носителями культуры, передовых мыслей и идей, лекторами и пропагандистами, воспитателями, прививающими навыки поведения в быту. Их уважали, брали пример. И супругам сразу пришлось окунуться в общественную жизнь, как в школе, так и в деревне, но главному призванию, своему предназначению – работе с детьми, отдавали все же больше времени и сил. Постоянно совершенствовали знания, приобретая и изучая специальную литературу, подписываясь на периодические издания, регулярно проходили обучающие курсы. Получили оба, правда, не одновременно, вторую, а затем и первую квалификационную категорию.
— В нашей школе учились дети из всех окрестных деревень: Богдановичи, Боровая Буда, Дубовица, Колосов, Шаломеи, Правда, — рассказывает Владимир Иванович. — Большой упор мы делали на сотрудничество с родителями, и они не уклонялись от своих обязанностей. Такого понятия, как неблагополучная семья, тогда не было. Могу привести такой пример. После каждой четверти, исходя из того, что много учащихся было не местных, проводили родительское собрание в одной из деревень, в самой просторной хате. Несмотря на занятость на фермах, в поле, приходили все, искренне интересовались успехами своих школьников, выслушивали замечания, предложения и советы. Не всегда они умели по своему образованию заниматься уроками дома, часто не имели на это свободного времени, но были заинтересованы в том, чтобы дети добросовестно учились, убеждали их в необходимости этого, а авторитет учителя был для них непререкаем.
Вместе они вступили в компартию. Пожилые люди помнят и знают, что она играла руководящую роль в жизни общества, а коммунисты были самыми активными, сознательными людьми, иных, впрочем, и не принимали. Дисциплина в рядах соблюдалась неукоснительно, и когда Сосновскому предложили стать председателем Струкачевского сельского Совета, он, конечно, согласился. То есть, партия сказала «надо», он ответил «есть!». Затем он возглавлял партийную организацию совхоза имени Чапаева и профсоюзный комитет. К педагогической деятельности возвратился в 1994 году. За прошедшее время произошло много изменений. Поменялись методики, меньше стало учащихся, другие требования предъявляются к учителям, которым, бывает, уже и не угнаться за технически подкованными детьми. Пришлось многое наверстывать, переучиваться самому. Сейчас он ведет уроки труда и физики и уверен, что главное слово в наше продвинутое время за молодыми учителями, но они, к сожалению, в сельских школах не особенно задерживаются.
Судьба Веры Игнатьевны, наоборот, всегда была связана с учительской стезей. Шестнадцать лет она проработала директором Струкачевской средней школы, объединяла и сплачивала коллектив, организовывала учебный и воспитательный процесс, внедряла новые технологии обучения. Одним словом, делала все возможное, чтобы успеваемость учащихся была высокой, а знания крепкими. Сейчас она уже на пенсии, но при необходимости, всегда приходит на помощь родной школе.
Вместе с Владимиром Ивановичем они вырастили и воспитали двоих детей, имеют троих внуков. Бывшие ученики – уже давно самостоятельные, взрослые, а то и немолодые люди, но своих учителей и их уроки жизни всегда вспоминают с теплотой.
Галина Лисименко
Фото автора