Господдержка и строительство жилья
Начиная с 1996 года и до настоящего времени, жилье является важнейшим приоритетным направлением государственной социально- экономической политики. Ежегодно в стране вводится около 5 млн. кв.м, и по этому показателю на душу населения Беларусь опережает все постсоветские республики. Притом львиная доля квартир отводится нуждающимся в улучшении жилищных условий и строится за счет средств государства. С 1996 по 2012 год около 600 тысяч нуждающихся семей улучшили свои жилищные условия.
На очередном совещании, где рассматривались вопросы развития жилищного строительства, Президент потребовал наведения жесткого порядка в этой сфере.
Александр Лукашенко обратил внимание на появившиеся у части населения иждивенческие настроения. «Дошли до того, что жилье, построенное с господдержкой, стали перепродавать, сдавать в аренду. В общем, использовать не по целевому назначению», — сказал Президент. Именно поэтому была принята новая Концепция государственной жилищной политики, в основу которой заложен принцип расширения возможностей граждан самостоятельно решать свой жилищный вопрос.
Однако это не означает, что полностью отменяется государственное льготирование и поддержка, они сохранятся, однако поменяются объемы и форма предоставления. Поддержка будет более адресной, учитывающей реальные финансовые возможности людей, а также вводится более жесткий контроль за ее целевым использованием.
В частности, закладываются такие новые подходы, как строительство жилья по госзаказу, расширение возможностей самостоятельного жилищного строительства и облегчение участия в долевом строительстве, а также возведение арендного жилья.
Александр Лукашенко напомнил, что отдельными государственными банками в феврале принято решение о снижении процентной ставки в белорусских рублях для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что будет способствовать развитию кредитования жилищного строительства. Кроме того, отдельным решением Президента будет дано право государственным организациям и хозяйственным обществам предоставлять своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, льготные займы на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений. Глава государства отметил, что в случаях, когда в организации нет нуждающихся, такие займы могут даваться и другим работникам, только на менее льготных условиях.
Еще одним направлением развития жилищного строительства становится арендное жилье. Оно предусматривается для граждан, не имеющих возможности построить и приобрести жилье в собственность, в том числе не имеющих права на получение государственной поддержки. К реализации этого нового проекта уже приступили в Минске, начав строительство первого жилого комплекса «Магистр» для предоставления квартир в аренду творческой и научной интеллигенции.
Александр Лукашенко подчеркнул, что плата за арендное жилье будет ниже рыночной и будет по силам семье со средним уровнем доходов.
Президент обратил внимание на то, что в Беларуси практически завершается формирование нормативно-правовой базы для реализации Концепции государственной жилищной политики. «Однако надо признать, что сама по себе нормативная правовая база не может обеспечить полный успех в делах и в выполнении намеченного. Все зависит от конкретных людей. В первую очередь от работников жилищно- строительного комплекса страны, от специалистов до руководите лей отрасли», — подчеркнул глава государства.
Для регулирования численности населения Минска и областных центров одновременно с обеспечением жильем всех нуждающихся предполагается развивать города-спутники. Подготовлен проект указа, в котором будет определен статус таких городов. Для Минска городами- спутниками станут Дзержинск, Заславль, Логойск, Руденск, Смолевичи, Фаниполь. Городом- спутником Бреста будет Жабинка, а Гродно — Скидель.
Из планируемых к вводу в 2013 году 6,5 млн. кв.м жилья с использованием государственной поддержки будет построено 2,5 млн. кв.м. Объем введенного жилья за январь-апрель текущего года составил 1,5 млн. кв.м, или 99,4% к аналогичному периоду 2012 года.
Правительством, исходя из возможностей государства и наличия средств у граждан, предлагается в 2014 и 2015 годах построить 6,5 и 7 млн. кв.м жилья, из них с господдержкой — соответственно 2,8 и 3 млн. кв.м.
Что касается арендного жилья, то в нынешнем году предполагается построить 220 тыс. кв.м, а в последующем постепенно наращивать объемы с расчетом, чтобы к концу пятилетки возвести не менее 1 млн. кв.м.
Следует обратить внимание и на тот факт, что господдержка при строительстве жилья в Беларуси будет исключительно одноразовой.
Указом №246, который был подписан 30 мая, принцип одноразовости предоставления государственной поддержки (льготного кредита и (или) одноразовой субсидии) предусматривается установить для граждан и членов их семей, улучшающих совместно с ними жилищные условия, за исключением многодетных семей, у которых основания для повторной постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий возникли в связи с рождением, удочерением, усыновлением детей. Исключается возможность предоставления одноразовых субсидий на погашение задолженности по льготным кредитам, предоставляемым молодым семьям и гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельских населенных пунктах. Льготы, предусмотренные указом от 6 января 2012 года №13 для граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, будут распространены на граждан, строящих жилые помещения в городах-спутниках, независимо от численности населения в них.
Это позволит создать условия для привлечения граждан из областных центров и Минска в города-спутники, численность населения которых может превышать 20 тыс. человек (например, в Дзержинске численность населения уже составляет 25,7 тыс. человек).Совершеннолетним молодым гражданам, являющимся лауреатами специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, возвращается право на вне-очередное получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Льготные кредиты и одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) жилых помещений будут предоставляться гражданам только в экономичных жилых домах типовых потребительских качеств, перечень которых утверждает Минстройархитектуры. Это позволит увеличить строительство жилья за счет льготных кредитов и одноразовых субсидий.Расчет максимального размера льготного кредита будет производиться с учетом нормативов общей площади строящегося жилого помещения и стоимости 1 кв.м общей площади, не превышающей единый предельный норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, определяемый Советом Министров.Для граждан, проживающих в непригодных для проживания одноквартирных (блокированных) жилых домах и желающих построить новый дом на этом же земельном участке, будет производиться расчет льготно кредитуемой площади без учета общей площади жилого помещения, признанного непригодным для проживания.Для граждан, осуществляющих строительство (реконструкцию) одноквартирных, блокированных жилых домов, которые по уважительным причинам в установленный указом №13 трехлетний срок не использовали в полном объеме предусмотренные для этих целей кредитные ресурсы, предоставляется право ОАО «АСБ Беларусбанк» по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами продлевать не более чем на 2 года срок выдачи льготных кредитов. Заключение кредитных договоров производится при условии внесения гражданами, осуществляющими строительство (реконструкцию) одноквартирных, блокированных жилых домов и включенными в списки на получение льготных кредитов, собственных средств на строительство (реконструкцию) этих жилых домов в размере не менее 15% суммы, определенной как разность между стоимостью строительства (реконструкции) жилого помещения и максимальным размером полагающегося льготного кредита. Расчет размера собственных средств, внесенных на строительство (реконструкцию) жилого помещения, производится исходя из стоимости выполненных работ и (или) закупленных материалов и изделий.С одного года до 5 лет увеличивается запрет на отчуждение жилых помещений, построенных с привлечением льготных кредитов, в случаях досрочного погашения кредита.Устанавливается также запрет на предоставление гражданами жилых помещений по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда, построенных с привлечением льготного кредита, до полного его погашения, за исключением случаев, когда сдача внаем указанных жилых помещений разрешена соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Местные исполнительные и распорядительные органы совместно с МВД обязаны будут обеспечивать систематический контроль за соблюдением установленного порядка предоставления внаем жилых помещений, построенных с привлечением льготного кредита. В случае нарушений установленного порядка указом предусматривается административная ответственность граждан (наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин) и определены уполномоченные должностные лица государственных органов, имеющих право на составление протоколов о таком административном правонарушении.Указ вступил в силу с 1 июня 2013 года.
Татьяна Климова,
по материалам БелТА