14 августа — Медовый Спас и начало Успенского поста у православных

Сегодня, 14 августа или1 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует  несколько значимых событий. Первое — Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня, второе — Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице,  третье – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, и четвертое – начало Успенского поста. Но, обо всем по порядку.

Название праздника «Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня» уходит в далекое прошлое, когда обретенный святой равноапостольной царицей  Еленой Крест Господень был перенесен из Рима в Константинополь (326-330 гг.), новую столицу Римской империи. Спустя века византийские императоры установили обычай, по которому ежегодно в августе часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в дворцовой домовой церкви, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Две недели святыню переносили по городу для освящения мест и предотвращения от болезней. Позже эта традиция утвердилась повсеместно.

В Русской Церкви празднование соединилось с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году, известие о дне которого сохранилось в хронографах XVI века и 1025-летие которого отмечается ныне: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (14 по новому стилю).

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами, которые были разбиты и обращены в бегство.

Князь Андрей, призывая на помощь Царицу Небесную, взял с собой Ее чудотворную икону, принесенную им из Киева. Эту икону мы знаем как «Владимирская».

Семь святых мучеников Маккавеев. Писание сохранило имена братьев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, которые вместе с учителем 90-летним старцем Елеазарием, пострадали от сирийского царя за отказ принести жертву языческим богам. Это случилось в 166 году до Рождества Христова. Жестокосердный царь мучил детей, одного за другим, на глазах у матери. Твердость веры братьев была настолько сильна, что каждая следующая пытка разъяренного императора была еще изобретательней и изощренней. Мужественная женщина поддерживала  последнего сына словами: «Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть» (2 Мак. 7, 27-29).

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня (19 августа) и Успения Божией Матери (27 августа) и продолжается две недели от 14  до 27 августа. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным. В этот период исключается посещение развлекательных мероприятий, приветствуется умеренность в пище. Святой апостол Лука учил: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством…» (Лк. 21, 34).

Ведь целью христианской жизни является чистота сердца и духовные плоды (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течение всего поста никого не укорил, ни на кого не раздражался, и не раздражал сам, он достиг большего, чем тот, кто провел его в сухоядении.

И последнее, многие благочестивые традиции нашего народа с течением времени утрачиваются, потому что носителей и распространителей этих традиций становится с годами все меньше и меньше. И порой только Церковь хранит Истину, ускользающую от нас, торопящихся за стремительным веком.  Мы уже не понимаем, зачем освящать мед и мак, и что с ними потом делать, но слушая «знающую» соседку, 14 августа придем в храм совершим «ритуал» и удовлетворенные, и успокоенные пойдем домой. И будем свято верить в то, что Маковей (Маккавей) – это веять мак, то есть отделять маковые зернышки от шелухи, а про святых мучеников с созвучным именем и их подвиге во имя Истины мы не задумаемся, потому что не услышим из-за лености души. Кстати, сказать «Маккавей» с еврейского переводится «Кто, как Ты, Боже!».

Не сможем объяснить ни себе, ни другим, что собранный урожай зерновых, поспевший мёд нового сбора наши предки воспринимали как дар Божий, потому и приносили для освящения в храм, благодаря Бога. Мёд вкушали уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам. В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака (как символ зерна).

Название же праздника «Спас» указывает на то, что все помянутые выше события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом.

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"