14 августа — Медовый Спас и начало Успенского поста у православных
Сегодня, 14 августа или1 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь празднует несколько значимых событий. Первое — Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня, второе — Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, третье – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, и четвертое – начало Успенского поста. Но, обо всем по порядку.
Название праздника «Происхождение (изнесение) древ Животворящего Креста Господня» уходит в далекое прошлое, когда обретенный святой равноапостольной царицей Еленой Крест Господень был перенесен из Рима в Константинополь (326-330 гг.), новую столицу Римской империи. Спустя века византийские императоры установили обычай, по которому ежегодно в августе часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в дворцовой домовой церкви, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Две недели святыню переносили по городу для освящения мест и предотвращения от болезней. Позже эта традиция утвердилась повсеместно.
В Русской Церкви празднование соединилось с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году, известие о дне которого сохранилось в хронографах XVI века и 1025-летие которого отмечается ныне: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (14 по новому стилю).
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами, которые были разбиты и обращены в бегство.
Князь Андрей, призывая на помощь Царицу Небесную, взял с собой Ее чудотворную икону, принесенную им из Киева. Эту икону мы знаем как «Владимирская».
Семь святых мучеников Маккавеев. Писание сохранило имена братьев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, которые вместе с учителем 90-летним старцем Елеазарием, пострадали от сирийского царя за отказ принести жертву языческим богам. Это случилось в 166 году до Рождества Христова. Жестокосердный царь мучил детей, одного за другим, на глазах у матери. Твердость веры братьев была настолько сильна, что каждая следующая пытка разъяренного императора была еще изобретательней и изощренней. Мужественная женщина поддерживала последнего сына словами: «Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть» (2 Мак. 7, 27-29).
Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня (19 августа) и Успения Божией Матери (27 августа) и продолжается две недели от 14 до 27 августа. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным. В этот период исключается посещение развлекательных мероприятий, приветствуется умеренность в пище. Святой апостол Лука учил: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством…» (Лк. 21, 34).
Ведь целью христианской жизни является чистота сердца и духовные плоды (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течение всего поста никого не укорил, ни на кого не раздражался, и не раздражал сам, он достиг большего, чем тот, кто провел его в сухоядении.
И последнее, многие благочестивые традиции нашего народа с течением времени утрачиваются, потому что носителей и распространителей этих традиций становится с годами все меньше и меньше. И порой только Церковь хранит Истину, ускользающую от нас, торопящихся за стремительным веком. Мы уже не понимаем, зачем освящать мед и мак, и что с ними потом делать, но слушая «знающую» соседку, 14 августа придем в храм совершим «ритуал» и удовлетворенные, и успокоенные пойдем домой. И будем свято верить в то, что Маковей (Маккавей) – это веять мак, то есть отделять маковые зернышки от шелухи, а про святых мучеников с созвучным именем и их подвиге во имя Истины мы не задумаемся, потому что не услышим из-за лености души. Кстати, сказать «Маккавей» с еврейского переводится «Кто, как Ты, Боже!».
Не сможем объяснить ни себе, ни другим, что собранный урожай зерновых, поспевший мёд нового сбора наши предки воспринимали как дар Божий, потому и приносили для освящения в храм, благодаря Бога. Мёд вкушали уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам. В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака (как символ зерна).
Название же праздника «Спас» указывает на то, что все помянутые выше события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом.