Визит первого заместителя председателя комитета госконтроля Леонида Васильевича Анфимова на Кормянский льнозавод с инспекторской проверкой

По поручению Президента комитет государственного контроля проводит мониторинг работы льноводческой отрасли республики. Данный визит был неслучайным. Выяснилось, что в отрасли много проблем, которые требуют неотложного решения.

На нашем льнозаводе сушильные машины изношены на 100 процентов, другое оборудование – более чем на 60. Переработка льнотресты производится в холодном пыльном цеху и чуть ли не вручную. По словам директора предприятия Сергея Азизаловича Алиева, на сегодня рентабельность предприятия составляет минус 38 процентов. На старом оборудовании перерабатывается в час лишь 650 килограммов льнотресты. Спасением отрасли станет модернизация предприятия. Первая очередь почти завершена, но на полгода позже, чем запланировано. Следующий этап – строительство котельной. Старая прекратила свое существование после проверки инспекцией государственного пожарного надзора месяц назад. Новую планируют запустить к декабрю. Но справятся ли? Ведь пока имеется лишь фундамент. Монтаж еще не начат – подрядчик не изготовил металлоконструкции, хотя по плану должен был это сделать месяц назад. Без отопления запустить новую линию невозможно. При отсутствии оного не получается выпускать продукцию высокого качества. Как результат – долг по предприятию составляет более 40 миллиардов рублей. На бумаге все просчитывалось, все просматривалось, перспективы вроде бы рисовались неплохие, но ситуация в процессе изменилась несколько по другому. Каковы причины этого? Как сказал Л.В. Анфимов, с первого взгляда сложно говорить о причинах, которые помешали вводу завода в установленные сроки и выхода на проектную мощность. С этим еще необходимо разбираться, чтобы дать однозначный ответ, что помешало руководству предприятия, руководству ОАО «Гомельлен» выйти на заданные параметры. То, что увидели инспекторы, составляет удручающее впечатление.
Обращаясь к участникам фестиваля-ярмарки «Дожинки-2013», Президент отметил, что помимо выхода на валовые показатели, сегодня первая задача для сельского хозяйства – обеспечить финансовый результат работы льноводческой отрасли. Если этого не сделать, льноводство ждет тяжелое испытание, особенно учитывая вступление Российской Федерации в ВТО. А ведь и Республика Беларусь планирует вступить в эту Всемирную торговую организацию. Везде нас поджимают конкуренты. Пока мы не будем обращать внимание на финансовые результаты работы, на повышение эффективности отрасли очень будет сложно выдержать конкурентную борьбу. На вопрос о причинах медленной модернизации производства, Леонид Васильевич ответил, что многое зависит от организации и оценки предстоящей работы на перспективу, которая развертывалась по модернизации этого предприятия. А ведь это не единственное производство у нас в стране, где ошиблись и в сроках, и не обеспечили надлежащую организацию работ по модернизации. Будут ли представители госконтроля проводить наблюдение за Кормянским льнозаводом и в дальнейшем? На что Л.В. Анфимов ответил, что льноводческая отрасль требует постоянного контроля и даже некоторого подстегивания.
Подводя итоги, стоит отметить, что пока о выгоде говорить не приходится. Проект по модернизации только Кормянского льнозавода требует порядка 150 миллиардов рублей. При этом окупится он только через 16 лет, вместо восьми. Проведенная проверка показала, что проблемы у отрасли есть и решать их нужно без промедления.
Виктор Ильющенко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"