Так что же это за порода – хортая борзая?

Мне посчастливилось наблюдать за стремительным, красивым бегом хортых борзых. Было это в охотничьей агроусадьбе «Белево». Тогда собрались на охоту гости из нескольких городов Беларуси, привезли своих собак – псовых борзых. Эти отличаются от хортов более благородной внешностью, высокими ногами, поджарым животом и более густой шерстью. Но проигрывают способностью поймать зверя, так называемой поимистостью. Да, именно такой термин применяют любители этой породы. Здесь хортам нет равных.

Так что же это за порода – хортая борзая? Как она появилась и что собой представляет? Обратимся к источникам.
Вот какую информацию я нашел в нескольких журналах «Охота и рыбалка», которые мне предоставил истинный ценитель и, можно сказать, заводчик этой породы Михаил Николаевич Терехов – хозяин охотничьего домика агроусадьбы «Белево». «…Когда-то давным-давно, на рубеже новой эры, когда существовал еще общеславянский язык, у славян уже были борзые собаки, которые назывались хъrtъ. Что это были за собаки? Здесь нам придется двинуться еще в более отдаленное время. Изображения всадников в сопровождении борзовидных (хортообразных) собак встречаются уже на киммерийской посуде (VIII-VII веках до н.э.). Вслед за киммерийцами в Северное Причерноморье и Приднепровские степи пришли скифы. Господство этого кочевого народа на данной территории длилось до IV века н.э. Именно скифы стали одними из основных предков славян. Скифы были не только отличными всадниками и скотоводами, но и «борзятниками». Об этом свидетельствуют изображения борзых: они присутствуют в больших количествах и на расписных амфорах, изготовленных древними греками Северного Причерноморья для скифской знати, и на золотых скифских украшениях, которые с большой точностью передают черты животных. Например, знаменитая скифская пектораль из кургана Толстая Могила, что на Днепропетровщине, относится к IV веку до н.э. Это большое нагрудное украшение изображает самих скифов, их быт, сопутствующих им животных, в т.ч. борзую, бегущую за зайцем. Из этого следует, что борзые играли в жизни скифов немаловажную роль. Неужели, осев в степях нынешней Украины, став земледельцами и дав начало новым народам, скифы не передали своим потомкам вместе со всеми достижениями той эпохи и этих замечательных животных? Ведь в те далекие времена охота еще не стала развлечением, а была средством пропитания. Распространены были подобные собаки и в Древней Греции, о чем свидетельствует мраморная греческая скульптура, хранящаяся в Лувре и датируемая 200 годом до н.э. Изображает она борзую, по экстерьеру почти идентичную современным грейхаундам и хортым – короткошерстную, с вытянутой головой, затянутым назад ухом, подобранным животом и длинными конечностями. Такие собаки, распространяемые по странам Европы, дали впоследствии грейхаунда, уипета, испанского гальго, левретку. Кстати, некоторые считают, что название «грейхаунд» происходит от старинного англо-саксонского grighund – греческая собака.
На территории восточных славян в IX веке образовалось древнерусское государство, столицей которого стал Киев. Первые русские князья имели псарни, а охота была их любимым развлечением, в т.ч. и охота с хортообразными. Последнее подтверждается фреской в киевском Софийском соборе, которую в литературе называют «Собака, преследующая оленя». Бытуют разные мнения о породе. Но более верное предположение – в этой собаке следует видеть именно борзую тех времен – хортую». Вывод: порода хортых – древнейшая. А больше всех поддерживает утверждение, что хорты появились раньше псовых Н.М. Терехов. Он считает несправедливым, что хортая борзая официально признана как особая порода не так давно, в 70-х годах ХХ в. До того отношение к ним, как и ко всем отечественным породам борзых (кроме русской псовой), было более чем не-серьезным. И сейчас порода немногочисленна, хотя некоторый рост в последнее время наблюдается.
На какого же зверя охотятся с хортами? На зайца, лису. Прекрасную работу показывали эти собаки по сайгаку (Калмыкия) и джейрану (Бухара). Хортая – непревзойденная по работе вдаль. Так, десятимесячная сука на жестких грунтах под Бухарой гнала джейрана на протяжении шести километров и взяла зверя (охота производилась до внесения джейранов в Красную Книгу). Преследование шло на предельной скорости, иначе собака потеряла бы антилопу. Джейран в пустыне, если он оторвался на несколько сотен метров, уже не заметен, так как полностью сливается с фоном. Предельная скорость у хортых не ниже, чем у псовых, да и по общим рабочим показателям на скоростную добычу они превосходят русскую псовую борзую.
Констатирую факт: хортая борзая – ценнейшая коренная порода, и она, в первую очередь, нуждается в бережном сохранении и умножении имеющегося поголовья. Это, прежде всего, рабочая охотничья собака, и именно как таковая она должна использоваться и развиваться. Такую мысль развивает, культивирует Михаил Николаевич Терехов. Благодаря ему, а еще единичным энтузиастам, которые влюблены по-настоящему в этих красивых животных, мы узнали о хортах. Но кроме этого, нужно помочь распространять информацию, популяризировать ценную, довольно редкую для Беларуси породу хортых борзых. Хотя еще великие Радзивилы очень дорожили своим заводом хортых. Насладиться охотой с этими замечательными собаками можно побывав в охотничьем домике «Белево» у М.Н. Терехова.
Виктор Ильющенко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"