Кормянщина времен НЭПа: становление

ФотоснимокК 1921 году Советская Россия лежала в руинах. Чтобы восстановить экономику и разрушенное народное хозяйство страны после Гражданской войны большевистской власти пришлось искать неординарные для коммунистической партии пути выхода из кризиса. Обстановка была крайне напряженной: целые города оставались без хлеба и продовольствия; крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, не только отказывались сдавать бесплатно хлеб, но и поднимались на вооруженную борьбу. Постоянно вспыхивавшие мятежи, бунты и беспорядки наконец вынудили Советское правительство принять Новую Экономическую Политику, которая была утверждена 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив тактику «военного коммунизма».

Новая Экономическая Политика законодательно обеспечивала свободу частной торговли, разрешала крестьянам свободно пользоваться своей землей и распоряжаться продуктами своего хозяйства по своему усмотрению. Новые экономические меры предусматривали замену продразверстки продналогом в деревне. Так, например, при продразверстке у крестьян изымали до 80 % зерна, продналог составлял не более 30 %.
Как же жила Кормянщина в этот период?
Это время характерно созданием множества различных артелей и коллективных хозяйств, что в период экономической разрухи стало приоритетной задачей не только для волостного руководства, но и населения в целом. Заинтересованность и проявленная инициатива рядовых граждан в подобных проектах вызывает искреннее восхищение.
В начале 20-х годов на базе Сырского имения в Корме организовалась первая показательная коммуна. Ее председателем стал бывший матрос Иван Шведов. Назвали коммуну «Полярная звезда». К сожалению, организовать работу члены коммуны так и не смогли, и вскоре она распалась. А вот артель «Городок», организованная Пантелеймоном Лепешинским, не только выжила, но и превратилась в достаточно крепкое хозяйство, она сдавала государству скот, хлеб, взамен получая орудия труда и сельскохозяйственные машины. На свои средства артель купила даже дорогостоящую паровую мельницу. В 1923 году эта артель была преобразована в колхоз «Городок».
Примерно в это же время образовалась еще одна Кормянская сельскохозяйственная коммуна – «Свобода». Первым председателем ее был Каплан. А в 1922-м году 19 бедняков из деревни Новая Зеньковина организовали кирпичную артель «Новая жизнь». Продукция артели позволяла ее работникам прокормить свои семьи: 100 штук кирпича стоил пуд хлеба. Председателем был С.А. Косенков. В сезон артель давала 70000 штук кирпича, который реализовывался среди местного населения.
Колхоз имени Буденного организовали бывшие участники гражданской войны. Первым председателем был избран К.М. Антоненко, командир Кормянского красноармейского отряда. Бывший чекист, директор МТС Белоусов на собрании вручил ему «акт на вечное пользование землей». После торжественной части для тружеников был устроен праздничный обед, для которого Антоненко заказал бочку пива. Колхоз имел 27 коней, за отработанный трудодень давали по 2 кг зерновых и картофеля.
Одним из пунктов новой экономической программы было добровольное расселение малоземельных крестьян на хутора. Хуторянам предлагались льготы при уплате налога, а также помощь в обустройстве хуторского хозяйства. Так, за период НЭПа в Кормянской волости выросли новые поселения: Бервяны, Луч, Навынцы, Красный Бор, Бурный.
С 1920-го года в местечке Корма заработала пекарня, советский хлебный кирпичик грубого помола быстро расходился в магазинной лавке.
Переход на рыночные рельсы новой экономической политики позволил впечатляющими темпами восстановить экономический локомотив страны. С 1921 по 1926 годы индекс промышленного производства вырос более чем в три раза, что намного выше показателей Сталинской индустриализации 30-х годов. Сельскохозяйственное производство выросло в 2 раза и превысило уровень 1913 года на 18%. В 1922 году был начат выпуск новой денежной единицы – червонцев, имевших золотое содержание. Курс американского доллара составлял 1.94 советских рубля.
Жизнь в местечке Корма, как и в других регионах страны, постепенно налаживалась. О культурной жизни Кормы в эти времена можно судить по выписываемым населением периодическим изданиям: «Полесская Правда», «Новая деревня», «Набат Молодежи», «Известия ВЦИК», «Безбожник», «Крестьянская газета», «Работник просветей», «Просвет к революции», «На рубежах к новой школе».
В 1925 году в Корме кроме православного прихода и еврейской синагоги существовали протестантские молитвенные дома баптистов и анабаптистов, а также представители экзотического для региона направления дзен-буддизма.
Еврейская диаспора Кормы создала фракцию «Прогресс», которая боролась за политические и экономические права еврейского населения. Она объединяла все уровни экономического потенциала местечка – от кустарей-одиночек до артелей.
Евреи, владевшие большинством лавочек в местечке, договаривались между собой о ценах, тем самым регулируя местные цены. Кроме торговли евреи занимались и ремесленными работами: ремонтировали обувь, шили одежду, изготавливали замки и ключи, ремонтировали часы и многое другое. Они составляли главную конкуренцию государственным магазинам, так как товар у них был зачастую качественнее и дешевле.
Торговые ряды находились на главной площади Кормы (аллея славы в сквере). Посередине рыночной площади был сделан деревянный настил, а по обе его стороны располагалось около 30 лавок.
Еще одна особенность нэповского периода: в бывшем доме лесопромышленника Геллера (на ул. Гомельская, 4, снесен в 2004 году) была открыта чайная. В конце 20-х годов, когда НЭП уже спешно сворачивали, закрыли и чайную, помещение которой занял народный суд, словно предвозвещая роковое время Сталинских чисток и репрессий.
Официально Новая Экономическая Политика была прекращена 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.
Е. Семенков,
научный сотрудник Кормянского районного мемориального музея

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"