Ясным солнечным днем мы пришли в гости к 90-летней Евгении Михайловне Тимошенко

IMG_0020Честно признаться, ожидали увидеть немощную старушку, а встретили бойкую моложавую бабушку. Чисто и аккуратно прибранная, в красивом платочке, она ходила по огороду, опираясь на палочку.

— Смотрела, выросла ли цыбуля, — разулыбалась она.
Здесь в уютном дворике мы и присели на лавочку, чтобы поговорить. И началось повествование. В первую очередь нас поразили ясный ум и прекрасная память достигшей почти векового возраста женщины. А еще – доброта души, отражавшаяся в ее лице особенной красотой. Хотя за спиной была нелегкая, полная лишений жизнь, она ни на что не жаловалась, а рассказывала, размышляя над своей судьбой, пославшей ей тяжкие испытания.
Было у Евгении Михайловны семь сестер и братьев, а осталась она одна.
Родилась она в деревне Маленик в засожевье. Вскорости отец перевез свою большую семью ближе к Корме, в д. Сырск. Построил дом и стал работать в колхозе. Дети ходили в школу, а в 1938 году остались без матери, скоропостижно скончавшейся. Младшим пришлось самим устраивать свою дальнейшую жизнь и поддерживать в горе отца. К началу войны Евгения Михайловна была уже взрослой, 17-летней девушкой. Папа, брат и три сестры сразу же ушли в действующую армию, а она попала в оккупацию. Испытать довелось многое: голод, страх, гонения. Не раз убегала в лес, когда фашисты с помощью полицаев устраивали облавы на молодежь для отправки бесплатной рабочей силы в Германию. Многим подругам довелось попасть в рабство, а она сумела спастись.
Освобождение принесли советские войска. Это была такая радость, что не пугали ни разруха, ни тяжелая работа, притуплялась даже горечь утрат. А когда настала победа, возвратились живые и здоровые сестры и отец без одной ноги, а брат навсегда остался на полях сражений. Инвалидом пришел и ее будущий суженый Иван Емельянович.
Знала она его давно, так как был он портным, но встречаться стали только после войны, потом и поженились. Дети «посыпались» один за другим – семеро. Кормилец из мужа с его негнущейся ногой был слабый, работал сторожем в саду. Но, слава богу, хоть деток обшивал на дому, раздетые не ходили. Все жизненные сложности перемогла любовь: непосильную для женщины работу в полеводческой бригаде, где и пахать на себе приходилось, и мешки таскать; и что долгие годы ютились всей оравой в тесной хибарке, недоедали и недопивали. Вспоминает Евгения Михайловна, как, наконец-то, накопили денег на коровенку. Хватило только на телку, которую Иван Емельянович привел с базара, да оказалась она яловой. Немного подержали и продали. Через время за это взялся отец. Со знанием дела купил корову. Когда спохватились, что она старая, было уже поздно. Еле пережила зиму, весной пришлось сдать на мясо. Приобрели другую, когда вселились в свой дом, в 1963 году, а строить его материально помогали ее сестры, то вещевыми посылками, то деньгами.
На заслуженный отдых Евгения Михайловна ушла из районного школьного интерната, куда устроилась после рождения младшего сына. Заработков больших и здесь не было – 30 рублей оклад, поэтому и пенсии стала получать 45 рублей. Да мужу 27 рублей давали за инвалидность. Так и жили, держали хозяйство, без излишеств, но хватало.
Сейчас она живет в достатке, довольна всем. Поздравить ее с 90-летием приезжали дети и внуки. Кстати, в семье в этом году аж четыре юбилея: сыну — 50 лет, двум дочерям – 50 и 60. В одиночестве ее надолго не оставляют.
— С весны до осени дочери по очереди гостят, — говорит Евгения Михайловна. – Потом со мной младший сын останется. И соцработник есть, Раиса, хорошо помогает – воды принесет, полы помоет, белье постирает и грядки прополет. И соседи не бросают, всегда зайдут, и как чувствую себя, спросят, и в чем нуждаюсь. Хороших людей много, спасибо им.
Недаром говорится, судьба отмеряет человеку столько испытаний, сколько он в силах вынести. Достойно справилась с ними Евгения Михайловна, за это она ей сейчас и воздает.
Галина Лисименко
Фото И. Остапенко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"