Ольга Ивановна Копачева из деревни Дубовица Кормянского района: о начале войны мы узнали рано утром

копачеваО начале войны мы узнали рано утром. В деревню приехала машина, к ней позвали всех мужчин и объявили, что надо явиться в Струкачев к сельскому Совету, так как началась война. Когда первый раз собравшихся отправляли в Корму, плакала вся деревня. Тогда уехал и мой отец. Больше мы его не видели, а только получили письмо, что он пропал без вести. Позднее мы узнали, что его артиллерийская часть попала в окружение, потом был плен, побег, но голод и болезни сделали свое дело. Отец не вернулся с войны и где похоронен мы не знаем.

Моя мать – Макрина Андреевна Малинова осталась одна с детьми. А вскоре в нашу деревню пришли немцы. Я помню, как  они шли со стороны Лужка, соседней деревни, ехали на машинах, мотоциклах, лошадях. У них были большие черные лошади. Это я хорошо помню, так как уже после отступления немецких солдат, несколько таких лошадей осталось, и мы на них распахивали и засевали землю.

Придя в деревню, немцы заняли всю ее территорию и разделили на две части. В одной жили солдаты, в другой – все оставшиеся жители. У нас на огороде стояли немецкие танки и другая техника. Были вырыты окопы и блиндажи.

Мы с матерью и другими детьми сначала жили в нашем доме, но когда начались взрывы и перестрелка, то переселились в  окоп, устроенный в конце огорода. Там была сделана печурка, и мы в нем жили долго, пока не стало немного спокойнее, после чего перебрались назад в дом. Помню, что немцы не разрешали зажигать свет. Если у кого-либо он горел, то разбивали окно прикладом.

Немецкие солдаты стояли в деревне постоянно до самого освобождения. А когда началось наступление наших солдат, всюду рвались снаряды, пылал огонь: горели дома, конюшня, мельница. Было очень страшно…

Немцы отступили, все начало стихать. Говорили, что немцев тогда прогнали до Зеленой поляны. Пришли наши санитары – двое мужчин, стали собирать раненых. Двенадцать оставили у нас в доме, на полу. Шесть сразу умерли, а остальных увезли на приехавшей машине, крытой железом. Умерших похоронили в общей яме, просто положили всех вместе и зарыли.   Спустя некоторое время, все они были перевезены в общую могилу, которая находится в деревне Струкачев. Там сейчас установлен памятник.

А еще помню, что после немцев все было заминировано. А наши солдаты все разминировали. Еще долго вокруг валялись гильзы от патронов и других снарядов.

Как выжили в то время, я не знаю. После войны деревня поднималась практически заново. Первую зиму нечего было есть. Как только таял снег, мы шли собирать по проталинкам мерзлый прошлогодний картофель, который называли «гнилушки». Посуды не осталось. Готовили на железках из-под мин. Нас спасало только молоко, так как уцелела корова. Вот так потихоньку поднимали хозяйство, строили новую мирную жизнь.

Записала Дарья Артеменко,                                                                                                                                ученица 9 класса Дубовицкой школы

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"