Семья является главной составляющей жизни каждого человека

семьяОна дает опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности. В ней формируется зрелая социально-активная личность.
К сожалению, в настоящее время в нашем государстве насчитывается немалое количество детей, лишенных возможности расти и развиваться в биологических семьях, оказавшихся в детских домах и домах ребенка после того, как от них отказались родители или были лишены родительских прав. Таким образом, устройство таких детей в приемную семью является наиболее предпочтительным по сравнению с воспитанием детей в интернатных учреждениях. На данный момент у нас в районе функционируют 23 приемные семьи и 1 детский дом семейного типа, в которых воспитывается 43 ребенка.
Воспитывать приемного ребенка не просто, и не каждому дано выполнять эту важную роль. Не секрет, что будет проще взять на воспитание еще маленького ребенка, и совсем другое дело, если он уже постарше. У таких детей уже сформировано понятие о мире, родителях, имеются свои интересы, привычки, вкусы.
Период адаптации проходит в каждой семье по-разному. Нередко дети, оставшиеся без родительского попечительства, с трудом идут на контакт с новыми людьми, и их легко понять, ведь только вдумайтесь, что они уже пережили: пьянство родителей, голод, холод, жестокое обращение, предательство. Но, несмотря на это, потребность в общении у детей остается. Другие, наоборот, сразу привязываются к приемным родителям. В этот период они чувствуют себя самыми счастливыми, могут сразу называть их мамой и папой. Дети пытаются понравиться взрослым, показать себя с лучшей стороны. Родители же стремятся восполнить всю любовь и заботу, которую ребенок не получал ранее.
После наступает так называемая стадия «Регрессии». Как только в семье установился определенный порядок, схлынули первые впечатления, начинается процесс привыкания членов семьи.
На последней стадии «Привыкание» исчезает напряжение, дети делятся своими проблемами и планами со взрослыми. Также начинают принимать активное участие в жизни приемной семьи. Без напряжения вспоминают о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.
Анализируя все обращения приемных родителей к специалистам нашего центра, можно выделить следующие проблемы, с которыми они сталкиваются при воспитании детей. Часто жалуются на неуспеваемость в учебе и низкие отметки приемных детей. Также причинами обращения в центр являются замкнутость детей, проблема общения воспитанников с биологическими семьями, низкая или завышенная самооценка, низкий уровень развития коммуникативных навыков.
Специалистами центра проводится работа, как с приемными родителями, так и с приемными детьми.
Наиболее продуктивными являются групповые формы работы, которые помогают понять приемным родителям, что и в других семьях существуют такие же проблемы. Однако для некоторых родителей эффективны только индивидуальные консультации по проблемам воспитания детей: адаптация ребенка в приемной семье; проблема воровства; взаимоотношения с биологическими родственниками; психологические особенности подросткового возраста; организация режима дня для ребенка дошкольного возраста и многое другое. В Центре работает клуб «Приемный родитель». На заседания постоянно приглашаются специалисты из разных ведомств, которые по запросу родителей освещают интересующие их вопросы. Для родителей и детей работниками центра подготавливаются различные праздничные мероприятия.
С приемными детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционные занятия по развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление), коммуникативных навыков, занятия по профориентации, а также консультации и тренинги.
В заключение выражаем особые слова признательности приемным родителям, взявшим на себя ответственность за воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
М. Романькова,
педагог-психолог ГУО «Кормянский районный социально-педагогический центр»

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"