Профилактика коррупции

коррупцияРеспублики Беларусь, являясь членом мирового сообщества, испытывает влияние мировых процессов и тенденций, в том числе характерных для преступности. Структура преступности претерпела изменения: активно проявляет себя коррупция, экономическая преступность и ее разновидности в финансовой и банковской сферах, легализация преступных доходов.

Коррупция в силу ряда причин проникла в различные сферы экономики, социальной и политической жизни Беларуси, поразив слои общества, в том числе и работников государственного аппарата. Такие коррупционные проявления как должностные злоупотребления, протекционизм, взяточничество стали достаточно распространенными.

Термин «коррупция» в переводе с латинского (corruption) означает подкуп, упадок. Этимология слова «коррупция» восходит к глаголу (korrumpere) – «нарушать, ломать». Как правило, речь идет о нарушении административных положений, либо морального или  социального кодекса.

Коррупцию в целом можно определить как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Имеются данные, которые свидетельствуют, что страсть к деньгам и связанная с нею коррупция были хорошо знакомы еще в древней Спарте. Уже для Геродота взяточничество в сфере спартанского высшего руководства является важной темой. Так, он передает версию, что в 524 г. все спартанское командование, возглавлявшее экспедицию на Самос, было подкуплено самосским тираном Поликратом, и именно поэтому поход оказался безрезультативным. После того, как лихорадка обогащения охватила всю Спарту, был принят закон, допускающий ввоз и хранение иностранной валюты, но только для государственных целей и под государственным наблюдением. Частным лицам хранение золотой и серебрянной монеты в собственных домах грозило смертной казнью.

Коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственными и частными структурами не могут обеспечить полноценное функционирование системы  и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями.

Провоцировать на коррупционные действия государственных служащих может: несовершенство законодательства, бездеятельность контролирующих структур, атмосфера попустительства, беспринципность руководителей, недостаток в организации и деятельности правоохранительных структур, отсутствие механизма контроля за исполнением принимаемых решений, сложившаяся система взяточничества и иных злоупотреблений в сфере государственной власти, связанный с ней порядок обязательного «вознаграждения» чиновников за выполнение ими служебных обязанностей, а также отказ руководителей коммерческих и других организаций от обращения за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Все страны, переживающие общественную трансформацию, сталкиваются в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффективного политического и правового контроля, четкой концепции администрирования, что приводит к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций, способствуют злоупотреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Осложняют ситуацию объективные сложности в осуществлении экономических реформ.

Основными факторами, способствующими коррупции, являются: концентрация власти, богатства и правомочий; громоздкая бюрократия; чрезмерное административное управление и ограничение в торговле, монополии, патронаж; недостаточно финансируемая и низкооплачиваемая государственная служба; слабая судебная система. К ним можно отнести также иные социально-экономические предпосылки (отсутствие жилья, низкая зарплата и т.д.).

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» под коррупцией понимается «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

Применительно к нормам Уголовного кодекса Республики Беларусь наиболее часто выявляемыми преступлениями коррупционной направленности являются:

— хищение путем злоупотребления служебными полномочиями – ст. 210 УК Республики Беларусь;

— злоупотребление властью или служебными полномочиями – ст. 424 УК Республики Беларусь;

— получение взятки – ст. 430 УК Республики Беларусь;

— дача взятки – ст. 431 УК Республики Беларусь.

Указанные преступления характеризуются высокой латентностью поскольку не только коррумпированный чиновник, но и лицо, в интересах которого он совершает действия с использованием своего служебного положения, — не заинтересованы в выявлении их преступных взаимоотношений. Это оказывает существенное влияние на результаты проводимой правоохранительными органами работы. Необходимо отметить, что эффективная борьба с коррупцией возможна при сочетании работы правоохранительных органов с активной гражданской позицией каждого по неприятию любых проявлений коррупции.

В. Янков,

Начальник ОВД Кормянского райисполкома 

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"