Операция «БОБР»

бобрЕвразийский речной бобр (CastorfiberL.) – полуводное млекопитающее отряда грызунов. Это самый крупный грызун фауны Старого Света и второй по величине после капибары.
Как справедливо указывал С.В. Кириков, ни об одном из промысловых животных не сохранилось так много исторических сведений, как о бобре.
В ранние исторические времена бобры населяли всю лесостепную зону Евразии и Северной Америки. Хищническая погоня за наживой привела к тому, что к началу 20 в., на огромной территории царской России бобр сохранился лишь небольшими колониями в Беларуси, на Украине, в верховьях р. Енисея и, возможно, в Воронежской области.
Беларусь с давних времен славилась обилием этих млекопитающих. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас летописи, разнообразные грамоты и указы, данные археологических раскопок, и наконец, сохранившиеся древние названия десятков населенных пунктов, рек и озер со словом «бобр» в корне. Бобр играл большую роль в экономике славян, населявших территорию Беларуси. Высоко ценились мех и «бобровая струя», мясо употреблялось в пищу. «Струя» почти 3 тысячи лет считалась панацеей от множества болезней и широко применялась в народной медицине под названием «кастореум» (лат. Castor – в честь одного из сыновей Зевса). По мнению некоторых белорусских ученых, бобров во многих странах погубила именно погоня за легендарной «струей».
Бобровые «гоны» (угодья), с возникновением княжеской власти, стали атрибутом той самой власти и могущества. Они могли принадлежать только знатным людям.
Покрытый чешуей бобровый хвост напоминал рыбу, и средневековое католическое духовенство считало его постной едой (а вот православное – наоборот, нечистой).
Тысячу и более лет тому назад, когда другие народы давно стали на путь кооперации, продукты бобрового промысла были едва ли не единственными, которые наши предки могли предложить на экспорт. Знаменитый путь «из варяг в греки» в значительной степени держался на бобровничестве. Развитие торговли связано именно с постоянным спросом на пушнину в Средиземноморье и в арабских странах.
В 16 в. в Великом княжестве Литовском были созданы своды законов – Литовские статуты, которые сыграли положительную роль в охране бобра. В те времена «карего бобра» приравнивали по стоимости к рабочей лошади, а черного – к стоимости 2-х лошадей. В более поздние времена, в 17 в., когда постоянно истребляемый бобр во многих странах стал исчезать, были изданы суровые законы, каравшие виновных за уничтожение этого зверя. Запрещалась охота на бобров с применением капканов, причем капканы конфисковывались, а ослушники наказывались штрафом и были биты кнутом. При троекратном нарушении закона их били кнутом «нещадно» и даже сажали в тюрьму. Однако непомерно высокие цены на бобровый мех и, в особенности на «струю», явились причиной истребления бобра. И только к концу XIX в. европейская фармакология поставила точку на наивной вере во всемогущество «бобровой струи» – очень своевременно, потому что спрос на нее привел животных к грани вымирания. Для современной науки так называемая «струя» — всего лишь кристаллизованная и ферментированная … моча, используемая бобрами для мечения семейных и индивидуальных участков и для облегчения поиска полового партнера.
В конце 19-начале 20 в. когда-то многочисленный вид стал повсеместно редок, сохранившись только в самых глухих, недоступных местах и в некоторых хорошо охраняемых частных охотничьих угодьях.
Охота на бобров в Беларуси с 1922 г. была повсеместно запрещена. Благодаря охранным мерам, а позднее и работам по реакклиматизации, удалось постепенно восстановить прежний ареал бобра на территории Беларуси. Большую роль в восстановлении численности данного вида в Беларуси сыграл организованный в 1925 г. Березинский заповедник. К концу 1940-х численность в республике уже достигла 6-8 тыс. Начались массовые отловы зверя для расселения внутри республики и за ее пределы. Беларусь стала основным поставщиком бобра для расселения. За период с 1948 по 1965 гг. из страны вывезено свыше 3,5 тыс. особей.
В 1963 г., впервые в Советском Союзе, Государственный комитет СМ БССР по охране природы по инициативе Белорусского отделения ВНИИОЗ разрешил отлов бобров «на шкурку» в количестве 800 голов.
Таким образом, в результате проведенных реакклиматизационных работ, естественного расселения и охране, бобр на сегодня является восстановленным видом.
В. Лебедько,
научный сотрудник

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"