Отца на фронт не взяли, но он не сидел сложа руки

победаВот смотрю я на бабушку и дедушку, сравниваю их детство и наше, и не могу понять, как они пережили все те ужасы войны.
Как-то вечером, сидя за чашкой чая, я спросила у бабушки, а какое оно было ее детство? И бабушка начала вспоминать. От этих воспоминаний на глаза наворачивались слезы.
«Родилась я в 1933 году. К началу войны мне было 8 лет и уже в этом возрасте пришлось столкнуться с трудностями. К началу войны в семье моего отца, Степана Егоровича Офицерова, было 6 детей. Жили мы тогда в деревне Жавинник Рогачевского района.
Мой отец в 1941 году был уже в преклонном возрасте, поэтому на фронт его не взяли. Но он не сидел сложа руки, а помогал партизанам. Деревня располагалась недалеко от леса. Степан Егорович добывал сведения о немцах, а также носил партизанам продукты. Но в нашей деревне жили староста и полицаи. Они доложили немцам, что здесь есть помощники партизан. И тогда в село пришел карательный отряд. Отца схватили и в Довске расстреляли, позже он был перезахоронен в братскую могилу, которая также находится в Довске.
Старшую сестру Лидию немцы забрали в Германию в концлагерь, где она испытала страшные муки. Ушла молодой девушкой, а вернулась седой больной женщиной с цифровым номером на руке.
Деревню каратели спалили дотла. Оставшиеся жители сначала жили в лесу в землянках, а потом перебрались в соседние деревни и до конца войны жили там. Мы с мамой тоже жили у знакомых отца. А после освобождения родных мест все вернулись и понемногу отстраивались. Очень тяжело было нашей маме, ведь отца не было в живых, а на руках у нее осталось пять детей. Но она выстояла».
Записала Татьяна Костерова,
учащаяся Хизовской школы

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"