450-летию Кормы посвящается

кормаКормянщина в составе Могилевской губернии:
взлеты и падения XIX века

Значительное место в экономическом развитии Российской империи в начале XIX века заняли белорусские местечки, которые начали интенсивно развиваться как раз в этот период. Закрепив здесь евреев, царское правительство установило на них вдвое большие налоги, по сравнению с «христианскими» городами. Тем не менее, местечки не только не пришли в упадок, но наоборот доказали свою экономическую состоятельность, став центрами интенсивной торговли, которым бы позавидовали и более крупные города европейской части России.
В то время Корма являлась типичным белорусским местечком с преобладающим в ней еврейским населением. Сочетая в себе переходные черты города и деревни, этот исторический тип поселения настолько стал экономически значимым, что к ним стали прокладываться и обустраиваться дороги уездного значения. Через Корму уже проходил почтовый тракт, соединявший Киев с Могилевом, а в 19 столетии местечко было соединено еще с уездным Рогачевом просторной дорогой, окопанной канавами, вдоль которых были посажены с двух сторон деревья. Содержателями дорог были близлежащие села и деревни.
Когда в начале 1830-х годов на польских, литовских и белорусских землях вспыхнуло шляхетское восстание, поставившее себе цель возродить Речь Посполитую в границах 1772 года, восточные окраины Беларуси – Могилевская и Витебская губернии почти не приняли в нем участия. Однако после его подавления, Николай I учинил «разбор шляхты», при котором пострадала и шляхта Кормянской волости, даже не принимавшая участия в восстании. Боярские села Кормянщины были лишены своего статуса, шляхтичи потеряли многие свои привилегии, а наиболее обедневших из них перевели в разряд государственных крестьян.
Эти события не могли не сказаться на экономическом положении региона. Очевидцы упадка тех лет, проезжавшие Могилевскую губернию, описывают, что города, местечки и деревни губернии весьма малы и худо построены, а народонаселение бедно и терпит большой недостаток в съестных припасах, скоте и лошадях. Однако исключением из этого списка составляли Белицкий и Рогачевский уезды. Местечки и деревни этих уездов описывались гостями как весьма значительные, а их земли более плодородными. Чтобы яснее представить, как жили местечки Рогачевского уезда, в состав которого входила и Корма, обратимся к описанию современников того периода.
Капитан Черницкий, один из составителей «Военно-статистического обозрения Российской империи» (Том VIII. Часть 3. Могилевская губерния от 1848 года) отмечал, что большая часть местного народонаселения состоит из жителей, происходящих от древних Хазаров, Кривичей и Радимичей. Среди жителей также отмечался высокий процент евреев и поляков.
Мещане местечек были необыкновенно крепкого телосложения т.к. имели сытную пищу. Они брили бороду и усы в отличие от евреев, которые не только носили бороду и усы, но одевались в одежду своего национального покроя. Правда молодые евреи старались более походить на русских мещан. Говорили жители региона на наречии близком к Малороссийскому, но смешанным с литовским и белорусским.
От наблюдательного взора военного чиновника не скрылся и тот факт, что местные простолюдины были склонны к пьянству, праздности и имели наклонности к воровству. С другой стороны Черницкий отмечал, что они покорны и имеют способность переносить все тяготы жизни.
По словам статиста местечковые мещане имели чистые жилища с трубами и окнами, а своих детей обучали грамоте и ремёслам. Они характеризовались как трудолюбивые, набожные и к горячительным напиткам менее склонные, а пищу имели сытную: дрожжевой хлеб из муки с мякиной, борщ со свининой или бараниной, сало, молоко, каши и прочее.
О живущих в местечках цыганах, летом ночующих в тканых палатках, а на зиму снимающих для жилья сараи, капитан упомянул, что они не занимаются земледелием и вообще никаким ремеслом.
Местная торговля, как было отмечено в Военно-статистическом обозрении, находилась в основном в руках евреев, которым волостные помещики выгодно сбывали натуральные продукты своих хозяйств.
Российский статист подчеркнул, что евреи в основном имеют чистые просторные дома и здоровую пищу. Многие из них содержат постоялые дворы, винокурни, управляют своими мелочными лавками, где торгуют и занимаются ремеслом. Правда многие из них все же жили в бедных и тесных лачугах, в которых в 1847 году свирепствовала холера.
В 1861 году в Российской империи было отменено крепостное право, тормозившее экономику государства. Освобождение крестьян и вовлечение их в процесс капитализации было на руку местечковым мещанам, основу которых составляли купцы и ремесленники. Крестьяне, выкупившие у помещика землю, остро нуждались в сельскохозяйственных орудиях труда и прочих товарах промышленности. А их могли предложить только торговцы местечек, издавна осуществлявшие связь между городом и деревней.
В 1886 году Центральный статистический комитет информирует, что в местечке Корма Рогачевского уезда насчитывалось всего 23 двора, где проживало 109 жителей. Интересно, что в сведениях о Корме за 1848 год указывается 149 домов. Почему такое расхождение? Возможна опечатка в документах, но имеется более веская версия о том, что в этот временной интервал вследствие засухи по местечку прошел сильный пожар.
Но не только природные катаклизмы сократили население Кормы. В 80-е годы ХIХ века экономическая обстановка, особенно в ее восточных областях – Могилевщине и Витебщине резко осложнилась. Положение крестьян снова стало ухудшаться. Неравная борьба за землю крестьян с помещиками стала перерастать в борьбу с властью. Из-за этого многие сельские труженики Могилевщины стали переселяться на свободные земли Сибири и Урала. В поисках лучшей жизни они распродавали свое имущество и целыми семьями покидали родную землю. Правда самовольное переселение не разрешалось властями, поэтому на белорусских железнодорожных станциях нередко происходили столкновения с войсками и полицией. Во время Всероссийской переписи населения в 1897 году переписчики в Могилевской губернии не досчитались каждого седьмого ее жителя.
Е. Семенков,
научный сотрудник музея

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"