450-летию Кормы посвящается

кормаСтраницы нашей истории: 

Кормянщина в эпоху коллективизации

За период новой экономической политики в 1920-х годах белорусская деревня существенно окрепла. Число бедняков сократилось до 30%, а на селе появились новые производственные кооперативы — ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли). Связь между городом и деревней осуществлялась через рынок.
Индустриализация страны потребовала колоссальных средств и вложений, поэтому государство снизило закупочные цены на сельхозпродукцию и закрыло рынок. Эти действия вызвали нежелание крестьян сдавать зерно, молоко и мясо, а потому руководство страны начало форсированную коллективизацию. Ее суть заключалась в ликвидации мелких крестьянских и хуторских хозяйств и их объединение в крупные коллективные хозяйства.
С 1928 года в БССР начали появляться первые колхозы. Однако модернизация сельскохозяйственной системы также потребовала множества ресурсов. В помощь селу было мобилизовано население городов. В сельских коммунах начали создаваться МТС — машино-тракторные станции, которые оказывали техническую помощь колхозам. Однако эти меры, как и «прогрессивный» налог на кулака, не были результативными, и многие колхозы продолжали существовать лишь на бумаге. И только силовые методы коллективизации дали непосредственный эффект.
Итак, как проходила Сталинская аграрная реформа на Кормянщине?
Первое, что бросается в глаза, так это колоритные названия новых колхозов: «Непобедимый» в д. Сырская Буда, «13-й Октябрь» в д. Шереховская Буда, «Красный Сормовец» в д. Реут, «Красный Остров» в д. Остров, «Память Ленина» в д. Новоселки, «Красный партизан» в д. Салабута, колхоз им. Розы Люксембург в д. Струкачев, «Спартак» в д. Октябрево, «Пролетариат» в д. Студенец, колхоз им. Буденного в д. Сырск, «Красный флаг» в д. Сапожки, «Парижская коммуна» в д. Коротьки, «Волна революции» в д. Волынцы и т.д.
В это время сельскохозяйственное оборудование коллективных хозяйств района преимущественно было дореволюционного периода, но в начале 1930-х годов оно начало заменяться сельским инвентарем, изготовленным на советских заводах. В колхозе «Правда» д. Шаломея работала конная круподерка и нефтяная мельница, в Сырском колхозе функционировала санно-тележная мастерская. В колхозе «Красный колос» д. Колосово имелась собственная шерсточесальня, в д. Новый Млын (Добрич) действовала водяная мельница, в колхозе «Красный Прудок» была организована сукновальная мастерская, а в колхозе «Острая Корма» была налажена работа торфоразработочной артели. Почти в каждом колхозе Кормянского района имелась собственная кузница. О тех далеких днях вспоминал Н. Остапенко, уроженец Кормянщины, ветеран Великой Отечественной войны и труда: «Тогда, в тридцатых годах, услышав о первых колхозах, мы решили создать свою собственную сельхозартель. В нашей деревне Яновка шесть семей получили землю и необходимый инвентарь для ее обработки. Также государство выделило кредиты на приобретение скотины. Но с техникой было плохо…»
Между тем, накал страстей на селе возрастал. Не каждый крестьянин хотел добровольно отдавать свой скот или орудия труда в колхоз. Дом первого председателя колхоза «Искра» Ивана Артемова был сожжен. По другим активистам стреляли. Например, сам Остапенко был ранен на одном из собраний по агитации сельского населения в колхозы.
Уроженка Кормянщины, ветеран Коммунистической партии М. Левшунова также вспоминала те неспокойные времена: «Собрание, которое проходило в д. Сырск, затянулось до полуночи. После агитации я была предупреждена подругами, что мне нежелательно возвращаться к себе домой. И действительно, позже мать рассказывала, что ночью приходили люди, которые угрожали ее семье».
Нередки были случаи, когда колхозники приносили на колхозный двор личный плуг и прочий инвентарь, а после работы снова забирали его к себе домой. И только после прихода в деревни первых Советских тракторов, которые выпускал завод «Красный Путиловец» внутренняя борьба стала спадать.
Е. Семенков
Научный сотрудник музея

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"