Несколько моментов из военного детства

Исанковы Е.А. и Е.К.На первый взгляд, история этой семьи – простая и ничем не выделяющаяся из ряда других в деревне Дубовица, но она заключает в себе целую жизнь со своими радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.
Простые сельские жители — Елена Кондратьевна и Егор Аврамович Исанковы, что живут в нашей деревне, являются примером не только семейного благополучия. Вместе супруги прожили 60 лет. Отметили бриллиантовую свадьбу! Вырастили шестерых детей и 12 внуков, имеют правнуков.
Елена и Егор знали друг друга с детства, хотя и жили в разных деревнях: она – в д. Широкое, а он – в д. Дубовица. Елена Кондратьевна вспоминает, что Егор всегда приходил на танцы, которые раньше деревенская молодежь проводила под гармошку. Он был один из самых шумных и веселых. Однако она на него не обращала внимания. У нас, в деревне Широкое, всегда собиралось много молодежи, особенно парней. Как только наступал вечер, всюду слышались песни. По-другому и быть не могла, ведь в деревне было много незамужних, молодых девушек. Была даже своя поговорка: «Пойдем в Широкое, там 99 невест. Было 100, так одна девка замуж пошла». Шло время, и как-то незаметно между Еленой и Егором возникла дружба. Дальше – больше, поженились и вот уже 60 лет вместе.
Герои нашего рассказа уже далеко не молодые, но держат небольшое хозяйство, имеют красивый дом. Они всегда радушно принимают гостей. А еще они одни из старейших жителей деревни Дубовица. Можно сказать, одни из последних свидетелей тех героических событий, когда весь советский народ от мала до велика встал на защиту своей Родины.
Нынешнее поколение не знает, что такое война, голод, разруха. Наши сверстники порой не задумываются, какой ценой оплачена сегодняшняя мирная жизнь. Поэтому очень важно использовать любую возможность, чтобы сохранить память о Великой Отечественной войне.
О своем детстве, которое пришлось на годы Великой Отечественной войны, рассказывает один из юбиляров – Егор Аврамович: «Во время войны я был мальчишкой 11-12 лет. Мне все было интересно, на месте, естественно, не сиделось. Не останавливало даже то, что в деревне были немцы. Они располагались в нашем населенном пункте почти всю войну.
Поначалу нас, подростков, еще собирали в одном из домов и проводили уроки, а потом перестали, так как боялись оккупантов. Да и учить по большому счету некому было, все учителя или были связными у партизан, или сами ушли в лес.
Когда немцы появились в деревне, они заняли здание школы. Там разместился госпиталь для немецких солдат. Школа была новая, одноэтажная. Ее построили за несколько лет до войны. Первым директором был Тихон Васильевич Кононов. Когда деревню заняли немцы, он ушел к партизанам. Его часто можно было видеть в окрестных селах, где он наблюдал за немцами, собирал сведения о количестве солдат, оружии, расположении вражеских укреплений, а после все это передавал партизанам. Даже завязал дружбу с чечерским лесничим. Вместе они придумали систему передачи данных. На опушке леса стояло большое дерево. Оно и стало местом встречи Тихона Васильевича с лесничим, там же он получал информацию о врагах. Но однажды, придя к назначенному месту, мужчина почувствовал, что пришла беда. Лесничий предал партизана. Тихон Васильевич выхватил оружие, завязалась перестрелка с фашистами. Однако судьба хранила Кононова, ему удалось уйти от врагов. После войны Тихон Васильевич еще долго работал в нашей школе.
Когда вспоминаю военное время, на память приходит много всяких моментов. Например, как-то раз вместе с другом нашли немецкий кабель, который служил для связи. Мы же, не понимая всей ответственности, порезали его и взяли несколько кусков этой проволоки себе на украшения. Когда об этом узнали взрослые, кабель был уже поврежден. Все сильно боялись, что немцы начнут карательные операции. Но враги подумали, что это диверсия партизан и начали их искать. Но, к большому нашему везению, все как-то обошлось.
Еще один эпизод, когда мы с другом решили пойти посмотреть, что происходит в районном центре. Запомнилась же не сама Корма, оккупированная немцами, а то, как на обратном пути мы нашли мину. Она лежала в песке около дороги, что вела к деревне Остров. Мина была большая и круглая и как будто манила нас к себе. Мы собирались с нею играть, не понимая всей опасности. На наше счастье в это время по дороге проходил взрослый мужчина. Он увидел, что мы воспринимаем мину, как игрушку и объяснил нам, насколько это опасно, ведь она в любую минуту может взорваться. Вначале мы отнеслись к его словам с недоверием, думали, что он пытается отобрать нашу находку. Мужчина же был очень убедителен, и это спасло нам жизни.
Хорошо помню, когда началось наступление советских войск, наши солдаты заняли соседний дом, но его немцы взорвали, а один из советских воинов пытался выбраться через окно на улицу и был убит. Сейчас на этом месте около дома колодец и береза, а раньше была могила этого солдата, которую затем перенесли.
Еще несколько бойцов с офицером должны были на машине перебраться в соседнюю деревню. Там, где сейчас расохский мост, их машина была взорвана. Сельские жители похоронили погибших. Этой могилы давно уже нет, после войны она была перенесена в другое место. Но память о них живет».
Слушая рассказ Егора Аврамовича о его детстве, невольно ловишь себя на мысли, что каждая из таких историй могла стать сюжетом для рассказа или фильма. А пока все они легли в основу этого материала.
Мы благодарны Елене Кондратьевне и Егору Аврамовичу за рассказ и желаем им крепкого здоровья, благополучия и долгих лет жизни.
Ю. Новикова

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"