Путь развития белорусского кинематографа

БеларусьфильмДемонстрировать фильмы в Беларуси начали в конце ХІХ века, а в 1900 году предпринимателем Рихардом Штремером в Минске создан и открыт первый кинотеатр.

Процесс экранизации был настолько популярен, что уже в начале ХХ века действовало 56 частных кинотеатров.

После двух неудачных попыток создания учреждений кинематографии: «Киноресбел», «Белорусское пролеткино», 17 декабря 1924 года было создано Управление по делам кино при Народном Комиссариате просвещения БССР – «Белгоскино», а дата вошла в историю, как День белорусского кино.

Кинопроизводство началось с хроники и научно-популярных фильмов. Спустя год были запечатлены первомайские торжества в Минске, также снимались различные съезды и открытия. Позже появились учебные и научно-популярные фильмы. Стали известными кинематографические ленты М. Леонтьева «В здоровом теле – здоровый дух», «Мелиорация БССР», Е. Петрова «Такая наша Беларусь».

Первый художественный фильм «Лесная быль» был снят в 1926 году по мотивам повести Михася Чарота «Свинопас». Картина посвящена борьбе белорусского народа против иностранных захватчиков в 1920 году. А ее создателя, режиссера Юрия Тарича, называют основоположником белорусского кино. Одной из важнейших в это время была тема борьбы общества за социальное и национальное освобождение, которая нашла свое отражение в таких картинах, как «Кастусь Калиновский», «В огне рожденная», «Одиннадцатое июля», «Сосны шумят».

Актуальной в конце 1920-х годов стала тема современности. Зрителям запомнились фильмы «Дважды рожденный», «Искатели счастья», «Рубикон», «Женщина», «Золотые огни», «Путь корабля» и другие. Порадовал белорусский кинематограф и маленького зрителя. На экраны вышли картины «Полесские робинзоны», «Концерт Бетховена», которые были признаны лучшими.

Особое внимание в 1930-е годы уделялось экранизации литературных произведений. Повышенный интерес вызвали повести Ю. Тынянова «Поручик Киже», З. Бядули «Соловей», рассказ А. Чехова «Маска».

Событие, произошедшее 10 ноября 1930 года, вошло в историю кинематографа как премьера первого белорусского экспериментального звукового фильма «Переворот» режиссера Ю. Тарича.

Фронтовые репортажи и партизанская кинолетопись республики стали основными в годы  Великой  Отечественной войны. Наиболее известными фильмами, в  которых  участвовали    белорусские кинодокументалисты, были «Разгром  немецких войск под Москвой», «День войны», «Бой за Витебск», «Минск наш». А в 1944 году белорусскими кино-деятелями был снят полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии» и фильм-концерт «Живи, родная Беларусь».

1945 год стал временем, когда киностудия «Советская Беларусь» возобновила свою деятельность, а спустя год была переименована в «Беларусьфильм». Тематика Великой Отечественной войны оставалась актуальной и в послевоенные годы. Огромной популярности достигли фильмы «Константин Заслонов», «Часы остановились в полночь». Время экранизации театральных постановок датируется 50-ми годами. Широко известными стали такие: «Павлинка», «Поют жаворонки», «Кто смеется последним».

Также зрителям запомнились военные киноленты «Я родом из детства», «Альпийская баллада», «Третья ракета». Сняты фильмы по мотивам романа «Партизаны» А. Адамовича «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой». Широкое отражение тема войны нашла и в детском кино – «Девочка ищет отца», «Иван Макарович».

В 60-е годы белорусский кинематограф смог порадовать искушенного зрителя историческими кинолентами: «Красные листья», «Я, Франциск Скорина», «Москва-Генуя», который был отмечен Государственной премией Беларуси.

А спустя десятилетие экранизировано произведение В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха», которое позже будет названо «первым советским мистическим триллером». Также этот период развития белорусского кино очень богат на киноленты, предназначенные для детей. Экранизированы «Кортик», «Бронзовая птица» А. Рыбакова, мюзиклы по сюжетам сказок «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку». Вышел фильм «По секрету всему свету» по мотивам «Денискиных рассказов» В. Драгунского.

Liasnaja_byl′В 1976 году, в связи с 50-летием выхода фильма «Лесная быль» был открыт Музей истории белорусского кино.

В 80-е годы режиссеры стремятся показать сложность общественной жизни. На первый план выходят морально-этические проблемы, отразившиеся в таких картинах, как «Наши соседи», «Счастье надо беречь», «Расписание на послезавтра». Также в это время увидела свет знаменитая, полюбившаяся множеству зрителей картина «Белые росы». Большое внимание уделяется литературным произведениям: дилогия по «Полесским хроникам» И. Мележа «Люди на болоте», «Дыхание грозы», повесть В. Быкова «Знак беды». Стала популярной многосерийная телевизионная эпопея «Государственная граница». Настоящим событием стал авторский фильм Э. Климова по сценарию А. Адамовича «Иди и смотри», снятый к 40-летию Победы.

Указом Президента Республики Беларусь в 1997 году киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной. В это время из-за социально-политических изменений большинство кинолент оказались невостребованными. Успех имел многосерийный фильм «Белые одежды».

Всем известный фильм «В августе 44-го» увидел свет в 2000-м году и на канале НТВ вошел в рубрику «Классика военного кино». Высокими достижениями отмечается 2007-ой год – получено около тридцати наград.

Новая система государственного финансирования кинопроизводства, согласно которой бюджетные средства на белорусский кинематограф не выделяются, вступила в силу 1 января 2012 года, а первым фильмом, снятым в новых условиях, стал военный фильм «Следы апостолов».

Татьяна ЖЛОБО

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"