«Свет веры Христовой»

Николай ЧудСвятой Николай: защитник и молитвенник

Сегодняшний день, 19 декабря, особенный для православных людей и в очень большой степени для тех из них, кто живет на нашей Кормянщине, где единственный храм посвящен Святителю Николаю Чудотворцу. Даже для человека, который очень мало знает (или вообще ничего не знает) о Церкви, святитель Николай – словно добрый, хороший знакомый. 

То, что жил он в IV веке по рождестве Христовом, был архиепископом в Мирах Ликийских, кажется, не так уж и важно, как и то, где находятся эти Миры или что находится в них сейчас. Важно другое: он – Чудотворец, скорый и верный помощник для тех, кто попал в беду, заболел, сбился с пути.
И удивительно ли, что появляются время от времени в наших храмах люди, порога церковного до того не переступавшие, и спрашивают – кто робко, кто резко, а кто и враждебно – у продавца за свечным ящиком:
— Где у вас тут Никола?..
А потом пытаются поставить огромную свечу на подсвечник, а она все падает… И стоят, шепчут что-то у иконы, с которой смотрит на них скорбно и любовно седовласый старец. Что-то, что Богу, Святителю Николаю да им самим только ведомо. И уходят. А что дальше – опять же лишь Господу, угоднику Его и ушедшим известно.
Чудно это все…
Сколько уж веков прошло, как узнал, полюбил народ наш Святитель Николай! Люди русские ведь не потому его почитать стали, что в житиях греческих или латинских о нем прочли, и оттого сердце их любовью к нему разом преисполнилось. Нет, он сам этим людям являлся, выручал, от смерти избавлял. И так ими узнан был, и из уст в уста молва о нем намного скорее передавалась, чем книги переписывались.
И годы гонений памяти о нем до конца не истребили, и в годы эти самые к нему не только со всех сторон стесненные христиане с молитвой обращались, но и гонители, и атеисты, и безбожники подчас самые что ни на есть. А он и безбожникам благотворил. И для многих из них к Богу проводником часто становился.
Святителя Николая и мусульмане на Востоке порой по-своему чтут. И даже в храм православный не стесняются иногда войти и перед иконой его поклониться – это иконы-то отрицающие и святых не признающие!
Он везде родной, везде свой. А для нас, кажется, в особенности (не нам, наверное, одним кажется…). Но и этого родного и своего – как же плохо наш человек знает сегодня! Шутка такая есть даже: как Николу Зимнего (6/19 декабря, преставление) от Летнего (9/22 мая, перенесение мощей) отличить? Да очень просто: Зимний, он в шапке (в митре то есть), а Летний с непокрытой головой, потому что тепло. Только шутка ли? Немало тех, кто так и вправду считает.
Не чудно это даже, не странно, а как-то страшно, пожалуй…
Большая часть нашей жизни скрыта от нас. Хоть и думаем мы, что сами творцы своей судьбы, что все в наших руках, а сколько ситуаций у каждого в жизни было, когда еще немного, и не только рук этих или ног, и памяти бы от нас даже не осталось! Сосулька с крыши сорвалась и прямо у ног в мелкую крошку разлетелась… Авария, машина в лепешку, а сами целехоньки, ни царапины… Ногу в воде свело, и сам не понимаешь, как до берега добрался, словно подталкивал кто…
Сначала удивляешься, потом забываешь – жизнь ведь, чудом сохранившаяся, дальше идет. Снова вспоминаешь, поеживаешься от вдруг дохнувшего на тебя холода, и опять забываешь. И бывает еще так, что спросит кто-то, как дела, а ты с улыбкой поглядишь на человека и скажешь:
— Твоими молитвами, как же еще!
Но ведь и правда – молитвами чьими-то миновала нас беда, оставила безнадежная болезнь, отпустила из своих цепких когтей до поры до времени смерть. Чьими?
Молитвами кого-то из тех святых, кому мы и сами когда-то молились. Того святого, имя которого носим от рождения или крещения. Ангела-хранителя нашего. Матери Божией. Святителя Николая. А может и еще кто-то из святых молился о нас, кто-то, чьего не только жития, но и имени даже мы не ведаем, о чьем существовании не подозреваем.
Это и правда так. Ведь святые на небесах, как пишет преподобный старец афонский Силуан, в Духе Святом видят нас всех, и сердце их, полное любовью, не может оставаться равнодушным к боли и страданиям нашим. Такой вот парадокс: они нас знают, а мы их нет, они нас любят, а мы… Такие вот взаимоотношения и такая связь между «братиями большими» и «меньшими».
Мы, конечно, встретимся рано или поздно. И познакомимся даже, но это потом, в жизни уже совсем другой. Как тогда благодарность выразишь, чем отплатишь? Наверное, и в глаза посмотреть стыдно будет… Сейчас бы задуматься и благодарить начать.
Каким образом? Да хотя бы просто узнавая их – таких близких и таких незнакомых. Читая о них, созерцая их лики на древних или, наоборот, совсем новых иконах, и, конечно же, молясь им. Или еще лучше – хоть в чем-то стараясь быть на них похожими.
Необъятного не объять, по крайней мере, сразу. Все четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского за вечер не одолеешь. Но открыть их или страницу в сети и прочесть житие святителя Николая в день, когда вспоминается Церковью он сам и бесчисленные его чудеса, разве трудно? И он станет еще ближе и родней для нас, а мы для него. И мир святости и чистоты, Божией благодати, в котором обитает он теперь, мир неизведанный и таинственный, покажется уже не таким бесконечно недостижимым, как прежде. Появится сначала смутное, а потом все более и более ясное ощущение того, что может он стать и нашим тоже, хоть до святости нам далеко. Святитель Николай поможет нам его достичь – если мы попросим его об этом, если по-настоящему этого захотим.

IMG_0441Приход живет и развивается

В канун престольного праздника нашего православного храма его настоятель, священник Виталий Лехнович, рассказал о том, чем живет приход:
— В первую очередь выскажу наши приходские радости. Затянувшееся на годы строительство нового здания храма в этом году сдвинулось и довольно успешно. Думаю, все видели, как высоко над домами и деревьями вознеслись золотые купола. Несмотря на то, что еще предстоит многое сделать, храм, согласитесь, украсил наш городской поселок.
Уже закончены в основном кровельные работы, сделана отмостка здания и часть работ по заливке пола внутри него. Чудесным образом, иначе не могу это назвать, перед престольным праздником у нас появились даже колокола, такая вот нечаянная радость. Совсем скоро будет оборудована колокольня и у храма появится голос. Это все очень воодушевляет и внушает надежду, что после зимы быстрее пойдет дело и с внутренней отделкой, с отделкой фасада здания. Думаю, многим хочется, чтобы поскорее состоялась первая служба в новом храме. Это все зависит от нас, от тех, кто чувствует себя участником общего дела и старается помогать по мере сил.
А приход живет, на воскресных и праздничных службах храм всегда полон, приходит много молодежи, молодые семьи с детьми. И все здесь чувствуют себя как дома. Сейчас, по прошествии уже почти 15 лет моего служения в Корме, я наконец отчетливо ощущаю это единение, общинность. Все изменилось в лучшую сторону. Наш народ на приходе очень дружный, отзывчивый, все стараются по мере сил помогать. Мы вместе строим, делаем текущие ремонты, благоустраиваем территорию. Раньше труднее было, не собрать людей в помощь, а теперь на призыв собирается такая команда, что любое дело спорится. И это не может не радовать.
Многие стали более ответственно относиться к участию в церковной жизни. Вот, к примеру, сразу сложно было с тем, что будущим крестным нужно готовиться к таинству Крещения, исповедоваться, причащаться. Сейчас уже многие понимают, что это важное дело, требующее сосредоточенного отношения, духовной работы над собой. А это значит, что крестят детей или сами принимают Крещение люди более осознанно, не сходу, прямо с улицы, куда впоследствии уходят и не возвращаются. Большинство теперь возвращается, чтобы хоть в какой-то мере стать частью этого сложного организма – Церкви Христовой.
От меня, как от священника, люди ждут помощи молитвенной, утешения, порой чудес. А я понимаю, что только вместе мы и поддерживаем друг друга, и утешаем, и творим чудеса. В последнее время особенно чувствуются любовь и молитва, за которые я лично очень благодарен тем, кто меня окружает. И Господь помогает в ответ, укрепляет, дает силы трудиться.
В свою очередь и я стараюсь просить перед престолом за всех кто возлагает на Бога свои надежды. Мы же именно для этого и собираемся в храме, где каждый и все вместе просим с просящими, благодарим с благодарящими, скорбим со скорбящими, разделяем печали и радости друг друга.
Вы спрашиваете, чем живет приход? Этим и живет: любовью и молитвой, трудами земными и духовными.

13299655_a207a731Рождественский пост: какое задание дать себе?

У кого-то из церковных писателей есть такое сравнение: игра слов – пост православный и пост таможенный, милицейский. На посту таможенном проверяют наличие недолжного, нехорошего. Многодневный пост – это поиск того, что во мне нехорошего появилось в этот промежуток времени.

Чтобы найти это нехорошее, нужно усилить внутреннюю работу, размышление, богомыслие – в том числе и пощение как таковое.
Первая задача многодневного поста – это очистить себя от привязанностей к порокам, дурных привычек.
Вторая – не оставить свою пустыню в результате этой работы, а наполнить ее духовным содержанием, через частое пребывание на службе, через чтение Слова Божьего, через размышление.
Здесь не нужно выдумывать ничего нового, оригинального, экстремального. Не надо изобретать духовный «велосипед». Нужно жить так, как жили наши благочестивые предки, и так, как должны жить мы согласно церковным правилам. Постараться хотя бы в этот небольшой промежуток времени – всего сорок дней! – быть настоящим христианином по духу и по жизни.
Пост можно сравнить и с сессией в институте: в течение семестра студент учится, а потом вспоминает изученное и старается максимально хорошо сдать экзамен. Так и для нас пост – время, когда мы должны вспомнить все, чему научились за время, прошедшее с предыдущего поста: что прочитали, что полезного почерпнули из встреч с духовными людьми, над исправлением каких своих недостатков потрудились.
Это время, когда мы можем заглянуть вглубь себя.
Но это не значит, что во время поста нужно вести напряженную духовную жизнь, а в остальное время – расслабляться. Вся наша жизнь – это ожидание встречи со Христом. Мы не знаем времен и сроков Страшного суда, Господь приходит как «тать в нощи». Встреча с Ним происходит в момент нашей смерти, поэтому мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы предстать к Нему на суд.
И время поста – это еще одна возможность для нас приложить усилия, чтобы воздержаться от хотя бы какой-нибудь нашей мелочной страсти. Если имеем тенденцию опаздывать на Литургию, постараемся постом ходить вовремя. Если ленимся ходить на вечернюю службу, постараемся бывать на всех вечерних службах в канун праздников, любим попразднословить, воздержимся от пребывания в тех компаниях, где это принято. И так далее. Постараемся видеть, чего в нас пока не хватает, в чем мы чувствуем упущение, и хотя бы постом в этом отношении преуспеть.
Может быть, Господь даст нам благодать, и мы сможем полностью искоренить эту нашу небольшую, но все-таки существующую немощь, и после поста продолжим подвизаться в этих трудах.

Выпуск подготовила Виола Лехнович

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"