О защите прав потребителей

IMG_1047День потребителя – такая дата, отношение к которой имеет каждый. Иногда у нас возникают определенные вопросы, на которые мы не всегда знаем ответы. В преддверии этой даты за разъяснением наиболее актуальных из них мы обратились в отдел экономики Кормянского районного исполнительного комитета к уполномоченному по защите прав потребителей Наталье Давыденко.

– Наталья Валентиновна, расскажите, какие требования вправе предъявить потребитель в случае выявления недостатков в товаре?

– В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (далее — Закон) продавец обязан передать потребителю при заключении договора купли-продажи товар надлежащего качества.

В случае выявления недостатков в товаре потребитель вправе потребовать замену недоброкачественного товара на товар надлежащего качества; соразмерно уменьшить покупную цену; бесплатный ремонт либо возмещение расходов по нему; возврат денег за некачественный товар.

– Кому потребитель имеет право предъявить требования о возврате денег за некачественный товар?

В соответствии со статьей 21 Закона такие требования можно предъявить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю). Они же несут ответственность за надлежащее качество товара (проявление в ходе эксплуатации скрытых недостатков) в течение гарантийного срока, а если он не установлен или составляет менее двух лет – в течение двух лет (статьи 20, 21 Закона). Потребитель вправе предъявить требования, указанные в п. 1 ст. 20 Закона, за исключением требования соразмерного уменьшения цены товара поставщику, представителю в случае: экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя); приостановления или прекращения его деятельности; отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе); место нахождения или место жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь.

При невыполнении поставщиком, представителем указанных требований, потребитель вправе возвратить товар и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы (п. 6 ст. 20 Закона).

– В течение каких сроков должны быть удовлетворены требования потребителя о возврате денег за некачественный товар?

– Обоснованные требования потребителя о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченных за товар денег подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. Максимальный срок не может превышать семи дней, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней (статья 25 Закона).

В случае удовлетворения требований продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за использования, потери им товарного вида и других подобных обстоятельств. В соответствии с пунктом 4 статьи 27  Закона покупатель вправе помимо уплаченной денежной суммы потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой на момент удовлетворения требования. При этом по требованию и за счет продавца (изготовителя) товар ненадлежащего качества возвращается продавцу. Сделать это можно и без потребительской тары (упаковки) (пункты 3 и 5 статьи 20 Закона).

Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара. Согласно пунктуа2 статьи 25 Закона требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение семи дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона продавец, допустивший нарушение этих сроков, уплачивает потребителю неустойку в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки.

– В случае предъявления требования о возврате денежных средств за некачественный товар, какими должны быть действия продавца (изготовителя, поставщика, представителя)?

– Ненадлежащее качество товара не всегда является очевидным. В связи с этим и в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Закона продавцу предоставлено право при возникновении у покупателя претензий, провести проверку качества товара в сроки, установленные законодательством, для удовлетворения требования потребителя. При возникновении спора о наличии и причинах недостатков товара, продавец обязан провести независимую экспертизу за свой счет. О месте и времени ее проведения потребитель должен быть извещен в письменной форме и имеет право принять участие в ее проведении лично или через своего представителя. Также покупатель может провести экспертизу (в этом случае продавец (изготовитель) должен быть извещен о таком решении потребителя).

Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. Согласно пункта 9 статьи 20 Закона в случае несогласия с выводами экспертизы потребитель вправе оспорить такое заключение в судебном порядке.

– Куда может обратиться потребитель за защитой своих прав?

– С этой целью можно направиться в местные исполнительные и распорядительные органы, которые в соответствии со статьей 43 Закона обязаны обращаться в суд с иском о защите прав потребителя; в общественные объединения потребителей; с иском о защите своих прав в суд. В соответствии со статьей 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"