Об улучшении жилищных условий путем кредитования

kreditВо все времена особую актуальность среди населения играют вопросы улучшения жилищных условий путем строительства, покупки, ремонта имеющейся квартиры или дома. Конечно, у всех для этого разные материальные возможности, большинство из нас прибегает к кредитованию, в том числе льготному, если для этого имеются основания. В последнее время число желающих получить такой кредит увеличивается. В связи с этим, мы обратились к начальнику отдела жилищно-коммунального хозяйства Кормянского райисполкома Наталье Старовойтовой за разъяснением. Вот что она рассказала:

– Льготные кредитные ресурсы ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», предусмотренные на цели финансирования индивидуального жилищного строительства в целом по республике, не обеспечивают в полной мере интересы всех граждан, имеющих право на получение государственной поддержки в виде льготного кредита и желающих осуществить строительство (реконструкцию) жилого помещения.

В соответствии с поручениями Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2015 года №04/200-296 и 26 января 2016 года №04/200 – 72/1021р, данными на совместное предложение Министерства архитектуры Республики Беларусь и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», с 23 марта 2015 года по настоящее время действует временная мера по приостановке включения граждан в списки на получение льготного кредита на строительство индивидуальных жилых домов, а также на покупку жилых помещений.

По данной причине в Минстройархитектуры Беларуси прорабатываются варианты, альтернативные предоставлению льготных кредитов на жилье. У нас уже есть закон об ипотеке, работает программа жилищных сбережений, постепенно начинает развиваться лизинг. Однако применению всех этих механизмов в широком масштабе препятствуют высокие процентные ставки по кредитам и ставка рефинансирования.

Для улучшения жилищных условий в настоящее время можно воспользоваться нельготным кредитом, на условиях выбранного гражданами банка.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.11.2007г. № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» (далее — Указ   № 585) молодым и многодетным семьям, которые заключили кредитные договоры на получение нельготных кредитов для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений, предусмотрена финансовая поддержка государства.

Одним из условий для получения такой поддержки является факт состояния кредитополучателя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату заключения с банком кредитного договора.

Заявление и документы, необходимые для получения финансовой поддержки, согласно Указу № 585 представляются молодыми и многодетными семьями в местный исполнительный и распорядительный орган после государственной регистрации права собственности на построенное (реконструируемое) или приобретенное жилое помещение.

Финансовая поддержка исчисляется на дату представления кредитополучателем документов, необходимых для получения финансовой поддержки при рождении, усыновлении (удочерении) первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка – 40 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – бюджет прожиточного минимума), молодым семьям при рождении, усыновлении (удочерении) второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей – 80 бюджетов прожиточного минимума, многодетным семьям при рождении, усыновлении (удочерении) третьего ребенка и последующих детей или наличии троих и более несовершеннолетних детей – 100 бюджетов прожиточного минимума.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.01.2016г. № 4 «Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах декабря 2015 года в расчете на месяц» установлен бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения на период с 1 февраля 2016 г. по 30 апреля 2016 г. в размере 1 591 310 рублей.

Финансовая поддержка не предоставляется гражданам, построившим (реконструировавшим), купившим жилые помещения с привлечением государственной поддержки (льготный кредит, субсидия).

Что касается других вариантов, то Министерство строительства и архитектуры Беларуси как раз и работает над этим, и, например, предлагает возобновить практику предоставления древесины на строительство жилья. На таких же принципах могут предоставляться и другие отечественные стройматериалы: песок, глина и гравий. В перечень соответствующих мер входят также рассрочка при приобретении строительных материалов и контроль государства за их стоимостью.

Татьяна Кулакова

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"