Эхо Чернобыля. Леонид Крот: воспоминания о светлом и хорошем

26 апреля 1986 год – авария на Чернобыльской АЭС. После аварии были полностью отселены, а затем и ликвидированы 29 населенных пунктов, 2 сельских исполнительных комитета, 2 сельскохозяйственных предприятия, выведено из оборота 16800 га сельхозугодий. До аварии на Чернобыльской АЭС в г.п. Корма и 104 населенных пунктах проживало 25900 человек, в том числе в г.п. Корма – 6450 человек.

IMG_0017О начале тех страшных событий Л. Крот запомнил резкий контраст происходящих событий: светлая Пасха с праздничным столом и тревожная весть с колонной грузовиков на площади. Сельхозтехнику представляли три машины, в числе водителей был и Леонид Нестерович.
До самой осени совершали рейсы в пострадавший Брагин, вывозя технику, поголовье сельхозживотных, кузнечное, токарное и слесарное оборудование из мехмастерских. Поневоле наблюдали, как некогда шумный город все более пустел. Жители покидали его, а кормянцы продолжали сюда поездки, не задумываясь о последствиях. А повышенный уровень радиации давал о себе знать сухостью во рту, коричневым налетом на внешних частях автомобиля, особенно после дождя. Но и сейчас, 30 лет спустя, когда черная беда все-таки отразилась на нем инвалидностью, он уверен, что даже зная о грозящей опасности, ни за что не отказался бы от тех рейсов. Не из-за льгот. Хотя и отмечен медалью «Ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС» и удостоверением пострадавшего, по ст. 19 он их не имеет. Просто такой уж он человек.
Леонид Нестерович всегда отдавался делу до конца и стремился быть в числе лучших. Впервые проявились эти его качества во время срочной службы в армии. Бывший детдомовец Лёнька из Алтайского края попал на шефский крейсер «Свердлов» Балтийского Флота. За четыре года на плавсредстве обошел все моря, побывал в разных странах, участвовал в Карибском кризисе, заслужил звания старшина 2 статьи и «Отличник Военно-Морского Флота Советской Армии». Награжден жетоном «За дальний поход» и медалью «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Сроднился с командой, медвежонком, подаренным подшефными Алтайского края, который на построениях тоже стоял навытяжку вместе со всеми. Когда однажды крейсер посетил Председатель Совета Министров СССР А. Косыгин, то, зная о любимце команды и его тяге к сладкому, подарил мишке коробку конфет.
Простившись с кораблем, молодой моряк отправился в Корму, на родину, за фотографией покойной матери, которая увезла его когда-то на Алтай, да там и умерла, оставив его сиротой. А встретил свою любовь и уезжал уже женатым. Через два года семья возвратилась на Кормянщину и связала свою судьбу с райсельхозтехникой – Валентина Яковлевна до пенсии работала бухгалтером, а Леонид Нестерович – водителем. Морские просторы сменил он на ширь полей и лесов. И опять колесил чуть не по всему свету. Из Литвы возил агрегаты по приготовлению витаминной муки и электропастухи, из Латвии – оборудование для асфальтобетонного завода, из Украины – оборудование для котельных, из центра России – транспортеры навозоудаления, из Мордовии – металлические заготовки, бывал и на Урале, и на крайнем Севере. И опять был лучшим, добиваясь высоких показателей, за что награжден знаками «Отличник Госкомсельхозтехники СССР», «Ударник десятой пятилетки», «За работу без аварий», медалью «Ветеран труда». Неоднократно его портрет размещался на стенде «Передовики труда». Поощрялся благодарностями, денежными премиями, ценными подарками, дважды – бесплатными путевками в Болгарию и Индию. И сейчас, на пенсии, ему есть о чем вспомнить – в основном о светлом и хорошем.

 Галина Лисименко

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"