Самые популярные виды мошенничества во «ВКонтакте» и способы борьбы с ними

detail_40f245930abab1fd823526dc7689efafСоциальные сети не только место общения и обмена новостями и фото, их очень активно используют и разного рода мошенники. Увы, под их влияние попадают многие. Какие же существуют популярные способы мошенничества и как им противостоять.

Сетевой экстрасенс

Одна из самых популярных схем мошенничества во «ВКонтакте» связана с магией и эзотерикой. Злоумышленники создают в социальной сети фейковые аккаунты участников телевизионного шоу «Битва экстрасенсов», выбирая только непопулярных участников, у которых нет собственного сайта и страниц в соцсетях. Затем псевдомедиум публикует на стене приветливый пост, содержащий информацию об «экстрасенсе» и его волшебных способностях, и распространяет его по тематическим сообществам соцсети или сторонним форумам под видом клиентов, довольных услугами ясновидца. Для пущей правдоподобности шарлатаны украшают страницу грозными предупреждениями о возможном обмане со стороны ненастоящих экстрасенсов.

В случае обращения потенциального клиента «ясновидящий» внимательно изучает его профиль и, исходя из полученной информации, отвечает на вопросы. В перечень услуг сетевых экстрасенсов входят различные обряды, среди которых сглаз, порча и приворот. Их стоимость варьируется от одной до пяти тысяч рублей. Когда клиент интересуется, проведен ли заветный ритуал, ложный экстрасенс просто отписывается, что выполнил услугу.

«Но деньги вперед!»

Чаще всего простодушные пользователи страдают от покупок в фейковых онлайн-магазинах на базе «ВКонтакте», предлагающих широкий выбор самых разнообразных товаров — от одежды и обуви до бытовых приборов и компьютерной техники. «Все оригинальные товары в наличии, предоплата 100 процентов», — гласят статусы подобных сообществ, намекая на то, что товар пользователь сможет потрогать только после внесения определенной суммы. Что же заставляет людей без всяких гарантий отдавать деньги совершенно незнакомым людям?

По словам одного из пользователей «ВКонтакте» Николая (имя изменено), попавшегося на уловку злоумышленников, в первую очередь юзеров привлекает скромная ценовая политика магазинов, во вторую — дружелюбные и общительные сотрудники, в третью — яркие фотографии и красочные описания товаров. Что отторгает пользователей — так это то, что после оплаты товара общительные продавцы превращаются в крайне молчаливых, склонных добавлять в черный список всех подряд, особенно недавних покупателей.

«Многое казалось подозрительным, в том числе и то, что оплата вперед, что нет офиса и сайта, нет контактных данных. Но красота кроссовок затмила все, и я купился. Перевел деньги. Меня заверили, что на следующий день до обеда обувь привезет курьер. Естественно, ни курьера, ни кроссовок я не дождался. Связаться с магазином мог только через сообщения, но меня, конечно, игнорировали. Все претензии остались без ответа, а я — без кроссовок и денег», — рассказал Николай.

Единственным утешением в подобной ситуации может быть лишь то, что даже если мошенники и пришлют заказанный товар, на деле он окажется некачественной подделкой или рваными джинсами вместо ожидаемых туфелек на выпускной.

Что делать?

Попавшимся на обман покупателям воздуха остается только сокрушаться по поводу своей доверчивости, ведь обращаться с заявлением об интернет-мошенничестве в правоохранительные органы совершенно бессмысленно.

«Мое заявление без объяснения конкретных причин кочевало из одного отделения полиции в другое. Ничего не решается. Мои кроссовки остаются неотмщенными до сих пор», — сокрушается Николай.

Именно по этой причине обманутые сетевыми злоумышленниками юзеры создают специальные группы и тематические треды, в которых публикуют ссылки на страницы мошенников в соцсети, тем самым добиваясь от технической поддержки «ВКонтакте» удаления фейковых аккаунтов «магов-экстрасенсов», сердобольных «кредиторов» и общительных «продавцов-консультантов». Там же пользователи жалуются друг другу и обсуждают хитроумные планы мести, предупреждая других юзеров об опасности быть обманутыми.

По словам пресс-секретаря «ВКонтакте» Евгения Красникова, социальная сеть — добросовестный информационный посредник, а контент на сайте создают сами пользователи, поэтому вопрос модерации противоправного контента стоял перед социальной сетью всегда.

«Во «ВКонтакте» можно пожаловаться на любой тип контента, — поясняет Красников. — Каждую жалобу рассматривают наши модераторы. Механизм простой: пожаловаться можно на любое фото, видео или запись, которые кажутся вам оскорбительными или незаконными, в любом сообществе или на личной странице. Мы рассматриваем все жалобы без исключений и стараемся реагировать на них максимально оперативно. Кроме того, «ВКонтакте» регулярно проводит мониторинг сайта и реагирует на сигналы государственного регулятора — Роскомнадзора».

по материалам lenta.ru

 

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"