Воспоминания о прошлом Кормы: самые старинные здания и самые интересные факты

Этот материал редакция опубликовала на сайте уже давно, еще в 2009 году. Но тогда наш сайт не так активно посещался и читателей было мало. Много интересных статей не нашли своего благодарного читателя. А темы поднимались интересные. История Кормы по воспоминаниям. Давайте восстановим справедливость и прочтем об этом.

Воспоминания старожилов – это та сокровищница, к которой необходимо обращаться, чтобы знать историю не только по учебникам, энциклопедиям и ярким современным атласам. Перелистывая сухие, по-осеннему пожелтевшие страницы, мысленно перемещаешься в старый патриархальный мир. Перед глазами всплывает картина той Кормы, с соломенными крышами, утопающими в изумрудной зелени лип и каштанов, а теплый летний ветер доносит медоносный запах с заливных лугов. Едва над горизонтом поднимался огненный солнечный шар, разноголосье хриплых петухов оглашал сонную округу. Местечко медленно просыпалось: пестрые коровы лениво брели за пастухами на тучные луга, оживал базар, улицы наполнялись шумной чумазой ребятней, а колокольный звон церкви мелодично разносился над верхушками крыш.
01_7204Итак, какая она была – наша Корма? За ответом обратимся к нашим старожилам, которые оставили свои свидетельства для будущих поколений. Вспоминает Иван Петрович Короткевич, житель нашего поселка: «Корма была таким захолустьем, что весной и осенью до неё было трудно добраться. Но это был красивый уголок. Он был богат лесными угодьями. Сплав, рубка и доставка на пристань леса было единственным заработком местных крестьян».
Зеличонок Григорий Юдович, 1886 года рождения, житель Кормы, делится своими воспоминаниями: «В конце прошлого века Корма была небольшим местечком. Самыми большими домами Кормы был двухэтажный кирпичный дом арендаторов крахмального завода братьев Кроков – Самуила и Гершеля (магазин «Спутник», прим. автора), второй каменный дом с большим подвалом принадлежал торговцу Лейбу Самсоновичу Цейтлину (здание ГАИ, прим. автора). Дом, в котором жил Литвиновский (до сегодняшних дней не сохранился, находился около киновидеопредприятия, прим. автора), принадлежал богатому портному Фейгину, которого прозвали «Йосель – Курточка». Дом, стоящий напротив милиции, принадлежал богатому скупщику сырья Юде Зелмоновичу Элькину (кирпичное одноэтажное здание около ГАИ, прим. автора).

0230_korma_w1000

Дом, в котором располагался райпотребсоюз, принадлежал кожевнику Лейбе Ицковичу Белкину (до сегодняшних дней не сохранился, находился на месте Дома пионеров, прим. автора). Волостная управа размещалась в доме рядом с почтой (в этом доме жил врач Карпенко). Два дома — бывшего нарсуда и чайная, принадлежали крупному лесопромышленнику Геллеру (здание чайной находилось по ул. Гомельская 44, нарсуда — располагалось рядом; оба до сегодняшнего дня не сохранились, прим. автора)».
Вскоре и до Кормы начали доходить революционные настроения. Старожилы вспоминают, что «вначале их было страшно слушать», т.е. тех, которые приезжали из разных городов с новыми идеями переустройства мира, а потом «и сами не заметили», как стали собираться и обсуждать статьи и брошюры революционного толка. Так образовалась ячейка, которая собрала людей различных убеждений: «искровцев» и «бундовцев», эсеров и сионистов. Между ними часто бывали горячие споры, и дело иногда доходило даже до кулаков.
Затем грянули перемены. «Вся власть Советам!» — доносилось с базарных рядов и песчаных улиц. Поднятый над местечком, развивался на ветру кусок красной материи. Запылали помещичьи гумна. На переплавку были сняты звонкоголосые колокола… Интересные факты сообщил Иван Короткевич о приходе новой власти в местечке: «Первый волисполком занял дом попа. Священник обжаловал это решение и написал жалобу вождю революции Ленину. Владимир Ильич прислал телеграмму на имя председателя исполкома следующего содержания: «передайте попу, что вся власть на местах принадлежит Совету». Православному священнику пришлось согласиться с таким решением, однако Григорий Шпаков (председатель бывшей земской волостной управы) опротестовал его. Во время заседания волисполкома врывается милиционер и заявляет, что по распоряжению уездной управы исполком арестовывается, однако присутствующие направили на него пять наганов, и он был вынужден покинуть собрание. Вскоре Шпакову было предложено сдать дела управы, чтобы покончить с двоевластием. В конце концов он согласился, и волисполком перебрался в помещение волостной управы».
***
Бородатые, угрюмые, в грязной серой одежде люди устало брели по пыльной улице. Неожиданно появившийся со стороны Семеновского леса вооруженный винтовками отряд, застал жителей местечка врасплох. Быстро опустел шумный рынок и маленькие улочки, защелкали ставни окон. Такое приветствие не смутило главаря банды, и он выстрелил два раза в воздух. Через несколько минут к нему подошли несколько горожан, в глазах которых читался страх, и главарь удовлетворенно усмехнулся…
После революции в страну пришла анархия, которая была на руку бандитским формированиям. Иван Петрович Короткевич, старожил Кормы, вспоминает: «Бандитизм процветал в наших краях. Под флагом партизанских отрядов они врывались в местечко и накладывали на мирное население контрибуцию, требуя собрать её к определенному часу. Фрадин, как староста, созывал местных богачей и они собирали деньги для грабителей, чтобы откупиться. Не лучше их были и настоящие отряды партизан (имеется в виду отряды с большевистским уклоном, прим. автора). Так, солдаты партизанского отряда Бабикова тоже грабили население, забирая у них продукты и деньги. А когда их арестовали, то сам Бабиков ходил и ходатайствовал об их освобождении. Исполком в таких условиях переизбирался почти каждый месяц. Беспорядки продолжались, пока за работу не взялась партячейка во главе с евреем Фрадиным. В неё также входили Финкельштейн, Фишбейн и братья Лайзеронки, которые взяли местечко под свою охрану».
«Железным конем» называли сельчане первый трактор. Не требующий овса, ни воды, железное чудо стало любимым зрелищем веснушчатой ребятни. Оставляя за собой клубы пыли, трактор без устали работал на поле, пугая колхозных лошадей и ворон.
Получила свой первый трактор Корма в 1931 году. Это был трактор марки «Фордзон» образца 1909 года. Первым трактористом на Кормянщине стал Филипп Печкуров из д. Петравичи. Вспоминает житель деревни Сырск Ануфрий Иванович Молотков: «Сырский колхоз организовывали бывшие участники гражданской войны, его первым председателем стал К.М. Антоненко. Колхоз носил имя Буденного — красного полководца. Директор МТС Белоусов вручил нашему колхозу «Акт на вечное пользование землей» и американский «Фордзон». После торжественной части для всех собравшихся был устроен обед. Горожане и труженики села выпили бочку пива».
Подготовил Е. Семенков
Автор благодарит Екатерину Михайловну Гроусс
за предоставленные материалы.

Воспоминания о прошлом Кормы: самые старинные здания и самые интересные факты: 7 комментариев

  • 31.12.2016 в 7:24 пп
    Permalink

    В местечке Корма по данным 1909-10 гг — центре одноименной волости Рогачевского уезда было 168 дворов, в которых жило 1644 человек
    Было рядом и просто местечко, которое располагалось на церковных землях, в нем было 3 дома и жило 18 жителей
    Был и фольварк Корма, который принадлежал дворянке Е. С. Быковской,, состоял из одного дома с 18 жителями
    В 1919 году в Корме вспыхнуло, как его потом назвали, кулацкое восстание, о нем имеется много материала в Интернете
    Вообще Корма богата своей историей, правда интерес к ней проявляют не многие…

  • 13.10.2016 в 11:26 пп
    Permalink

    Спасибо. Фотографии еще добавим) Но если б и читатели делились с нами своими фотографиями и воспоминаниями, то это бы нас очень порадовало. Пишите, люди! У нас есть и группы в соцсетях, где можно делиться мнениями, историями и фотографиями. Приглашаем!

  • 13.10.2016 в 11:23 пп
    Permalink

    Здорово, что вытащили на верх эти истории. вряд ли бы докопался до девятого года, а так с интересом прочёл. Правда фоток мало. Это пожелания админам

  • 20.03.2015 в 2:08 пп
    Permalink

    Да, в Корме имеется еврейское кладбище, достаточно старое, довоенное.

  • 20.03.2015 в 3:47 дп
    Permalink

    Спасибо Вам большое Евгений,
    Существует ли в Корме генеалогический клуб, общество?
    И есть ли в городе или на его окраинах старые Еврейские кладбища?

    Спасибо,

    Мария Ф.

  • 18.03.2015 в 3:06 пп
    Permalink

    По Фрадиным Кормы

    В ноябре 1917 года в Корме был собран большевистский митинг, на котором были выбраны кандидатуры в волостной Совет и упразднена земская управа. В Совет были избраны пять человек: Короткевич И.П.(председатель), Мятликов И, Андросенко, Кадуцкий и от еврейского населения местечка — Фрадин (имя неустановлено).
    В условиях политического двоевластия и анархии в 1918 году Фрадин с наиболее влиятельными евреями Кормы возглавил местный исполком. Также известен ещё один житель Кормы того времени с такой же фамилией — Фрадин Генух (однофамилец или родственник — неизвестно).
    В списках жертв политических репрессий 1930-х годов и мирных жертв-жителей г.п. Корма еврейской национальности, расстрелянных в ноябре 1941 года немецко-фашистскими захватчиками Лазарь Фрадин (Элиезер Мовша) отсутствует.

    Научный сотрудник музея

  • 18.03.2015 в 5:16 дп
    Permalink

    Здравствуйте,

    Очень интересный очерк.
    Я увидела фамилию ФРАДИН.
    Мой прапрадед жил в КОРМЕ. Лазарь ФРАДИН ( Элизиер Мовша)
    Хотелось бы узнать сто нибудь об этой семье.
    Как мне найти сведенья о Фрадиных Кормы?

    Спасибо,

    Мария

Обсуждение закрыто.