Декрет №18 разъясняет Алеся Сосновская, заместитель председателя КДН

 

14342-1-600x400

Обеспечить защиту прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повысить ответственность родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, – таковы основные задачи по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Как показывает практика, часто родители не согласны с решением комиссии по делам несовершеннолетних о том, что их дети признаны нуждающимися в государственной защите. За разъяснением применения норм Декрета мы обратились к заместителю председателя комиссии по делам несовершеннолетних Алесе Сосновской. Она остановилась на некоторых вопросах:

– Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение, то есть помещение их в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные, лечебно-воспитательные и иные учреждения, обеспечивающие содержание и воспитание детей, государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские, приемные семьи в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Подлежат государственной защите также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» и Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №1: к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признание родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, заболевание родителей, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласие родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей.

И все же особое внимание оказывается несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые: воспитываются в семье, где родители или иные их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм; вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия; являются жертвами физического, психического или иного вида насилия; пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий катастроф; оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, рассматривается как комплекс профессиональных действий государственных органов и иных организаций по установлению фактов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранению причин и условий неблагополучия.
Как правило, утверждается план защиты прав и законных интересов ребенка. В нем определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи.
Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. На 01.06.2017 года на одного ребенка сумма ежемесячного взыскания: до 6 лет – 234,45 белорусских рублей; после 6 лет – 242,27.
Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утвержденному Министерством здравоохранения в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультативной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.
Уклонение обязанного лица от явки на работу, составляющее десять и более рабочих дней в течение трех месяцев, является основанием для привлечения его к ответственности в соответствии со статьей 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В 2016 году в нашем районе были возбуждены 2 таких уголовных дела.
Также за 1 день невыхода на работу обязанному лицу предусмотрен административный арест.
Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана в шестимесячный срок принять решение о возврате ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для его отобрания, или об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.
Отмена решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается органом опеки и попечительства или комиссией по делам несовершеннолетних в случае устранения причин, повлекших признание ребенка нуждающимся в государственной защите.
Татьяна Климова

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"