Моя малая родина: Петравичи

70186409В любой деревне жили и живут интересные люди, но кто о них знает, кроме односельчан?

Земляки приходят ко мне в воспоминаниях и снах, заставляют вернуться в далекое детство, воскрешают в памяти лучшие годы, когда приходилось встречаться с ними, слышать их споры, разговоры, веселый смех, протяжные песни и заливистые переборы гармошки на свадьбах, крестинах, проводах в армию.

В моей зарисовке они такие, какими я их помню и люблю, и просто хочу, чтобы о них не забывали.

Петравичи исчезают, уехали молодые семьи, дети забирают пожилых родителей на новое место жительства, пустеют подворья, ветшают дома. Я давно уже живу в райцентре, но сердце мое там, на берегу речки Добрич, в лесу, с любимой земляничной поляной, березой, посаженной братьями возле забора дома…

Герасимиха

Так все в нашей деревне называли Ульяну Мироненко, потому что мужа звали Герасим. Жила она в старом, почерневшем от времени доме, где, кажется, сами стены помнят каждый день ее долгой и трудной жизни. С мужем Герасимом и пожить толком не успела, как началась война. Слава Богу, с войны дождалась. Родила четверых детей. Время летело незаметно, и вот уже из молодой Ульянки она превратилась в тетку Ульяну, а потом односельчане стали звать Герасимихой. Бабка была человеком верующим, соблюдала все посты и православные праздники, и в воскресенье, вместе с бабой Лидой, которая жила по соседству, ходили в Кривскую церковь пешком, а это примерно семь верст в одну сторону. Как и все в деревне бабушки (я их помню именно уже бабушками), имела огород в сорок соток, корову, а когда сил стало поменьше – Герасимиха завела вместо коровы коз. Откуда только брала силы?

Иван Борисов

Всю молодость промотал­ся по городам и весям Советского Союза, там же и растерял свою семью и в деревню уже вернулся в родительский дом холостяком. Больше семьей не обзавелся. Что характер­но для Ивана, так это то, что на удивление односельчан, даже в самый засушливый год он из леса возвращался с грибами, котомка его никогда не пустовала. Где он их находил всегда было загадкой.

Пашка и Василек

Эта семейная пара вызывала у меня умиление и нежность. Всегда, везде и всюду они ходили вместе: на огород, в лес, магазин. Разумеется, что грабли, косу, корзину или сумку нес только Василек (так его звали в деревне, и по другому его никто не знает), а баба Паша шла рядом. Обращался он к ней исключительно ласково – моя Пашенька, моя голубочка, «кашлик мой» (если вдруг бабка заболевала). Замуж Паша выходила, когда ей было за тридцать, Василий был на восемь лет младше ее. Встречались не больше месяца, а прожили вместе полвека в согласии и уважении, а главное – жалели друг друга. Наверное, это и есть любовь?

Вот такие они мои земляки, трудолюби­вые, отзывчивые, про каждого из них можно написать книгу, каждый из них прожил свою неповторимую жизнь.

Оглянитесь вокруг – на какой прекрасной земле мы живем, как много хороших людей рядом с нами, и надо просто жить, радуясь каждому дню.

Елена Брилева

Зара над Сожам

Редакция газеты "Зара над Сожам"